В середине 1960-х годов советские инженеры стали использовать принцип сбалансированной автоматики в конструкции автоматов. Данный принцип позволяет снизить импульс отдачи основной подвижной системы за счет перемещения дополнительной подвижной системы в противоположном направлении.
В 1965–1967 годах в ЦНИИточмаш было разработано несколько вариантов автоматов со сбалансированной автоматикой. Проведенные в институте испытания образцов показали возможность улучшения кучности стрельбы. Так, при стрельбе из автомата АО-38 № 2 короткими очередями на расстоянии 100 м стоя с руки кучность оказалась в 2,67 раза лучше по сравнению с АКМ под патрон калибра 5,6 мм, из положения лежа с упора — в 1,34 раза лучше. По итогам испытаний было установлено, что автоматы со сбалансированной автоматикой соответствуют требованиям к современному индивидуальному стрелковому оружию. В связи с этим в Туле, Коврове и Ижевске началась разработка автоматов на основе схемы АО-38.
Рис. 1. Автомат АО-38 № 2
В 1967–1969 годах на Ижевском машиностроительном заводе принцип сбалансированной автоматики отрабатывался на экспериментальных образцах, созданных на базе АКМ. В одном из макетных образцов для синхронизации перемещений основная подвижная система и дополнительная масса были соединены между собой тросом, переброшенным через блок на колодке мушки. Однако неуравновешенность элементов из-за завышенной массы рамы и передача удара через промежуточную массу ствола и ствольной коробки сказались на результатах стрельб. Стабильность положения оружия при автоматической стрельбе оказалась недостаточной.
Рис. 2. Экспериментальный автомат со сбалансированной автоматикой
С целью устранения недостатков был разработан макетный образец, в котором перемещение основной подвижной системы уравновешивалось встречным перемещением подвижного ствола. Дополнительно ствол имел короткий ход назад для смягчения отдачи. На образце был смонтирован рычажный синхронизатор. В процессе испытаний на кучность стрельбы стрелки отмечали незначительный импульс отдачи и стабильность положения оружия даже при длинных очередях. Кучность стрельбы из положения стоя оказалась в 1,5–2 раза лучше, чем у АКМ с компенсатором.
Рис. 3. Экспериментальный автомат со сбалансированной автоматикой
В конце 1960-х — начале 1970-х годов инженеры Ижевского машиностроительного завода под руководством Ю.К. Александрова разработали автоматы АЛ-5, АЛ-6 и АЛ-7 со сбалансированной автоматикой.
Согласно техническому описанию автомата АЛ-7 (изделие № А-368) под патрон калибра 5,6 мм, подготовленному в 1974 году, образец имел следующие ТТХ:
- Масса с неснаряженным магазином — 3,26 кг;
- Длина — 930 мм;
- Длина ствола — 430 мм;
- Темп стрельбы — 900-1000 выстрелов в минуту;
- Общее количество деталей — 105;
- Количество заимствованных деталей из автомата АКМ — 83.
Принцип действия автоматики АЛ-7 основан на использовании энергии пороховых газов, отводимых через поперечное отверстие в канале ствола. Затворная рама выполнена в виде рейки и сбалансирована верхней рейкой и звездочкой. При выстреле пороховые газы отбрасывают раму с затвором в крайнее заднее положение, а верхнюю рейку — в крайнее переднее.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов соперниками Ю.К. Александрова в конкурсе по разработке нового общевойскового автомата были М.Т. Калашников и ковровский конструктор А.С. Константинов. В 1971 году на войсковые испытания были представлены автомат А-3 конструкции М.Т. Калашникова и автомат со сбалансированной автоматикой СА-006 конструкции А.С. Константинова. В том же году полигонные испытания проходил АЛ-7. Образец имел высокую степень унификации со штатным АКМ, а по кучности стрельбы не уступал СА-006. Однако к моменту изготовления опытной партии в количестве около 100 единиц ГРАУ приняло решение не допускать автоматы Александрова к войсковым испытаниям из-за нецелесообразности дальнейшего исследования двух образцов со сбалансированной автоматикой, имеющих аналогичное устройство и близкие показатели по кучности стрельбы.
Рис. 4. Автоматы СА-006 и АЛ-7
Автомат Константинова превосходил А-3 по кучности стрельбы, но уступал конкуренту по технологичности, надежности и был сложнее в эксплуатации. Комиссией, проводившей в августе-ноябре 1972 года в Московском военном округе контрольные полигонно-войсковые испытания, автомат Калашникова под малоимпульсный патрон был рекомендован к принятию на вооружение. В 1973 году научно-технический комитет ГРАУ закрепил выводы испытаний своим решением о рекомендации по принятию на вооружение автомата Калашникова и продолжению работ по новым системам, в том числе и со сбалансированной автоматикой. В 1974 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 54-29 от 18 января 1974 года и приказом Министра обороны № 049 от 18 марта 1974 года автомат Калашникова под малоимпульсный патрон был принят на вооружение под названием «5,45-мм автомат Калашникова АК-74».
Во второй половине 1970-х гг. разработка автоматов со сбалансированной автоматикой на Ижевском машиностроительном заводе получила новый виток развития.
В середине 1970-х годов использование АК-74 в качестве общевойскового автомата, вероятно, рассматривалось как временная мера, в перспективе на смену системе Калашникова должна была прийти более совершенная система работы автоматики. Так, 25 декабря 1979 года была объявлена НИР «Абакан». Целью работы было создание автомата под патрон калибра 5,45 мм, значительно превосходящего АК-74 по эффективности стрельбы и технологичности. Новый автомат должен был иметь следующие ТТХ:
- Кучность стрельбы на дальность 100 м войсковыми стрелками одиночным огнем лежа с упора — 10×10 см, короткими очередями (3–4 выстрела) лежа с упора — 20×20 см, лежа с руки — 45×45 см, стоя с руки — 65×65 см;
- Масса оружия с магазином и принадлежностью — не более 2,8 кг;
- Трудоемкость изготовления — ниже трудоемкости АК-74 на 20–25%;
- Другие боевые и служебно-эксплуатационные характеристики — не хуже характеристик АК-74.
В рамках нового конкурса наибольших успехов добились инженеры Ижевского машиностроительного завода. Группа Г.Н. Никонова разработала несколько вариантов автомата со смещенным импульсом отдачи. В.М. Калашников после ухода Ю.К. Александрова на руководящую должность возглавил группу по разработке автоматов со сбалансированной автоматикой. Под его руководством были созданы опытные автоматы АЛ-8, АЛ-9, АКБ-1 и АКБ. В АКБ-1 в качестве балансира использовался подвижный ствол. Испытания 1984–1985 годов показали, что АКБ-1 и его конкуренты не соответствуют тактико-техническому заданию по эффективности при стрельбе короткими очередями.
Рис. 5. Автомат АКБ-1
Исходя из этого, ЦНИИточмаш и ГРАУ скорректировали ТТЗ и поставили задачу по созданию образцов с фиксированной очередью в 2 выстрела. В 1985 году группа В.М. Калашникова разработала автомат АКБ. Образец имел три режима стрельбы: одиночный огонь, стрельба с фиксированной очередью в 2 выстрела и автоматический огонь. В 1986 году АКБ проходил испытания на курсах «Выстрел», где впервые автомат со сбалансированной автоматикой практически выполнил новые требования ТТЗ по эффективности стрельбы. На заключительный этап испытаний в рамках ОКР «Абакан» были допущены два изделия: АКБ и АСМ конструкции Г.Н. Никонова. В ходе испытаний 1988–1989 годов АСМ обошел конкурента по надежности работы в затрудненных условиях и был рекомендован к войсковым испытаниям.
Рис. 6. Автомат АКБ
В начале 2000-х годов под руководством Ю.А. Широбокова и при участии Ю.К. Александрова и В.Н. Паранина в инициативном порядке на базе АЛ-7 были разработаны автоматы со сбалансированной автоматикой АК-107, АК-108 и АК-109 под патроны калибра 5,45 мм, 5,56 мм и 7,62 мм. Образцы должны были составить конкуренцию в России и за рубежом ковровским автоматам со сбалансированной автоматикой АЕК-971, АЕК-972 и АЕК-973, которые активно рекламировались в то время. Автоматы имеют темп стрельбы в 900 выстрелов в минуту, поэтому на них был установлен механизм отсечки очереди в три выстрела. Основными задачами, которые решались при разработке автоматов со сбалансированной автоматикой, были улучшение кучности стрельбы путем отработки различных вариантов дульных тормозов и устранение недостатков автомата АЛ-7 — большого усилия при взведении затворной рамы и отскоков подвижной системы в переднем положении. Кучность автоматической стрельбы АК-107 из разных положений была лучше кучности АК-74М на 15–20%, АК-109 показал результаты, аналогичные АК-103. Из чего был сделан вывод, что применение схем со сбалансированной автоматикой целесообразно только в сочетании с малоимпульсными патронами. Сравнительные испытания по кучности стрельбы в ЦНИИточмаш показали, что АЕК-971 и АЕК-973 не имеют преимуществ по сравнению с АК-107 и АК-109.
Рис. 7. Автомат АК-107
Интерес из-за рубежа к автоматам со сбалансированной автоматикой Ижевского машиностроительного завода не перерос в реальные контракты. В начале 2010-х годов в рамках конкурса по созданию нового общевойскового автомата АК-107 проиграл внутризаводскую борьбу — предприятие на финальном этапе конкурса представлял АК-12. Таким образом, АК-107, АК-108 и АК-109 оказались не востребованы ни в России, ни за рубежом, и работа в данном направлении на Ижевском машиностроительном заводе постепенно «заглохла».
Начиная с середины 1960-х годов разработка автоматов со сбалансированной автоматикой была важным направлением НИР и ОКР Ижевского машиностроительного завода. Автомат Ю.К. Александрова АЛ-7 составлял серьезную конкуренцию А-3, а автомат В.М. Калашникова АКБ имел шанс опередить АСМ на финальном этапе ОКР «Абакан». Не смотря на эффективность сбалансированной автоматики при стрельбе из неустойчивых положений, АЛ-7 имел относительно высокие показатели трудоемкости и был поздно представлен на полигонные испытания, а АКБ оказался менее надежным по сравнению с АСМ при работе в затрудненных условиях. Автоматы Ю.К. Александрова и В.М. Калашникова не были приняты на вооружение, однако в ходе их разработки был полноценно изучен новый принцип работы автоматики, а процесс конкурентной борьбы с А-3 и АСМ позволил последним добиться лучших тактико-технических показателей.