В диких условиях отдаленных гор Аляскинского хребта кромешная тьма быстро сменяет сумерки, и у меня вырисовывалась крайне тревожная ситуация. С обрыва, который был выгодным местом для отслеживания лося-самца, я молча наблюдал, как огромный американский черный медведь с густой коричневой шерстью обнюхивает мои следы и следует за мной по тому пути, по которому я шел. В полутьме коренастый упитанный зверь остановился, поднял морду вверх, пару раз драматично фыркнул, а затем сделал нечто неожиданное. Он глухо плюхнулся на живот и продолжил агрессивно обнюхивать землю, по которой я ходил днем. Я знал, что у меня совсем мало времени до момента наступления темноты, поэтому встал и громко закричал: «Прочь отсюда, медведь». Все пошло не по плану. Находясь примерно в 50 ярдах (45,7 м) от меня, мохнатое чудовище встало, посмотрело прямо мне в глаза и, сохраняя зрительный контакт, бросилось в чащу, в то самое место, через которое утром я пробирался в еловый лес, на окраине которого сейчас находился. Медведь уже подступал, а его мишенью был я. Если бы мое оружие не соответствовало определенным требованиям, то впоследствии домой в Анкоридж я вполне мог бы ехать в мешке судмедэксперта в грузовом отсеке вертолета полицейского отдела охраны дикой природы штата Аляска, а не на заднем сиденье легкомоторного самолета моего друга.
Трудно представить, насколько бурый медведь мощный, не увидев его своими глазами, но эта фотография, возможно, поможет вам
Знай своего противника в лицо: поведение и анатомия черного и бурого медведей
За 20 лет, проведенных на Аляске, я понял, что поведение как черных, так и бурых медведей (гризли) во многом схоже с поведением людей. К сожалению, как и у людей, среди животных иногда встречается «неправильный типаж», который одержим желанием причинить боль окружающим. Хотя черный и бурый медведи часто проживают на одной и той же территории (условно) и у них одни и те же источники питания, их поведение по отношению к людям зачастую сильно отличается. В большинстве случаев, если вы встретитесь с черным медведем, он либо молниеносно из чувства страха отступит, либо неохотно удалится с видом: «Я, конечно, уйду, но не потому, что ты мне так сказал». Черные медведи, которые часто пытаются оставаться поблизости с вами или временно исчезают из поля зрения только для того, чтобы вернуться и следовать за вами, чрезвычайно опасны. Такое поведение свидетельствует о том, что медведь воспринимает вас как пищу и ищет лучший и самый безопасный метод охоты на вас.
Бурые медведи обычно не такие хитрые. Большинство моих встреч с бурыми медведями были очень короткими по продолжительности, у нас происходил обмен оценивающими взглядами, затем мы медленно отступали назад друг от друга и возвращались к своим медвежьим и человеческим делам, которые были у нас запланированы. Хотя любое поведение медведей следует рассматривать как «изменчивое», существуют два варианта встречи с бурыми медведями, которые часто заканчиваются нападением. Первый вариант — это случайная встреча с самкой-медведицей и ее детенышами. Второй гораздо хуже: случайное проникновение на территорию, где находится тайник с добычей медведя. Бурые медведи любят прятать свои запасы «на потом», прикапывая их землей. Это наиболее вероятные варианты столкновения с бурым медведем, которые могут закончится летальным исходом либо для медведя, либо для человека.
На Аляске вы попадаете на территорию медведей, как только вы выходите из своего дома
Если сравнивать дробовики с винтовками и оценивать их эффективность в случае столкновения со страшным зверем, важно понимать различия этих двух животных. Мускулатура и кости скелета у черного медведя (особенно череп) более хрупкие, чем у бурого. Для сравнения: в нашем мире черный медведь был бы бронированным «Хаммером», а бурый был бы боевой машиной «Брэдли» или, если речь идет об огромном прибрежном буром медведе Аляски, он был бы основным боевым танком США М-1 «Абрамс». Из-за таких анатомических отличий животных споры о том, чему отдать предпочтение — дробовику или винтовке, — будут относиться в первую очередь к бурым медведям. Черные медведи очень выносливы, хитры и полны сюрпризов, к которым нельзя относиться легкомысленно, но стандартные представители этого вида вряд ли смогут выдержать обстрел из серьезного оружия, в отличие от их бурых сородичей. Разновидности черных «мишек» по-прежнему считаются чрезвычайно опасными — особенно в момент «агрессии», но для того чтобы не дать их злобным намерениям осуществиться, не обязательно иметь в арсенале .375 H&H Magnum или .416 Remington. Надежное ружье 12-го калибра с закаленными пулями может оказаться эффективным методом борьбы со старым добрым американским барибалом (вид североамериканского медведя).
Грубая сила: роль дробовика в защите от медведя
Прежде всего, если вы любитель дроби, то будьте осторожны! Хотя картечь является эффективным и проверенным вариантом для защиты дома, а также для вооружения правоохранительных органов и военных для стрельбы в ближнем бою, ее эффективность против возбужденного бурого медведя может запросто превратить вас в добычу зверя. Толстый остроугольный череп бурого медведя и его мощная мускулатура в области груди и плеч являются анатомическими причинами, которые делают картечь малонадежным вариантом. Нельзя отрицать, что хорошая порция двойной или тройной картечи может значительно замедлить атаку приближающегося зверя, но вряд ли прекратит ее окончательно.
Основываясь на личном опыте и рассказах, которые слышал от любителей активного отдыха на Аляске и коллег из правоохранительных органов, я считаю, что единственный патрон для дробовика, который следует рассматривать в качестве основного способа защиты от хищного мишки, — это закаленная дробь 12 калибра. В этом отношении снаряды от Brenneke — отличный вариант. Brenneke — единственная известная мне марка боеприпасов для дробовика 12-го калибра для стрельбы в «опасную дичь», которая есть на вооружении у почти всех подразделений правоохранительных органов Аляски как «золотой стандарт» защиты от медведей. Подбирая дробовик в качестве основного оружия для противостояния этому виду хищников, учитывайте три чрезвычайно важных момента: ваше знание конкретного оружия, ваши навыки обращения с ним и уровень вашего холоднокровия в случае угрозы для жизни. Ружья могут вести себя капризно в руках некоторых стрелков в стрессовых ситуациях. Помповое оружие особенно подвержено проблемам с заеданием гильзы. Такие сбои происходят, когда производится выстрел, и помповый механизм не дает сделать откат в крайнее заднее положение, перед тем как затворная группа будет взведена для досылания следующего заряда. Патрон непосредственно перед выстрелом застревает под подавателем, который механически досылает следующий снаряд в патронник из трубчатого магазина. Если есть шанс возникновения такой проблемы, то это повод задуматься об отказе от покупки такого оружия, так как в момент нападения косолапого устранить неполадку вы просто не успеете.
Стажеры управления по борьбе с наркотиками отстреливают кучные группы из Remington 870 (слева). Повторные выстрелы по цели необходимы: Benelli M4 преуспел в этом отношении. Черепа бурого и черного медведей и патроны Brenneke (cнизу справа). Разница в размерах поразительна!
Практикуйте свои навыки стрельбы, как будто вы на охоте и с дробовиком, и создайте себе максимально напряженную обстановку, которую только можете. Прежде чем приступить к стрельбе, необходимо пробежать несколько сотен ярдов, чтобы у вас участилось сердцебиение. Если это возможно, попросите кого-нибудь стоять сзади вас и кричать или даже давать какой-нибудь звуковой сигнал, чтобы вывести вас из зоны комфорта во время тренировки навыков по стрельбе в медведей. Поверьте моим словам. Когда медведь приближается, он будет пыхтеть так, как будто только что разгрузил поезд. Даже самый большой и, казалось бы, неуклюжий медведь может развить скорость около 35 миль в час (56,3 км/ч), и если с вашей стороны не последует быстрая и правильная реакция, то последствия могут быть катастрофическими. Мое любимое оружие для защиты от медведей — Benelli M-1 Tactical и M-4. Я был вооружен этими дробовиками (заряженными различными вариантами снаряжения Brenneke) в различных географических и климатических условиях в течение более двух десятилетий, и ни разу не произошло сбоев в работе их механизмов. Они точны, надежны и подходят для использования с коллиматорными прицелами Trijicon SRO, RMR или других марок.