Хотя термин «штурмовая винтовка» сегодня не совсем в моде в основном из-за попыток средств массовой информации неправильно наклеивать ярлыки на каждую полуавтоматическую современную спортивную винтовку и называть ее «штурмовой». Немецкий StG44 является первым общепризнанным образцов в данной категории, но, возможно, существовало оружие, которое предшествовало ему.
Инновационная конструкция ручного пулемета
Разработка M/26 началась в 1924 году после того, как Министерство обороны Финляндии учредило комитет по выбору нового пулемета для финских вооруженных сил. Целью нации, которая получила независимость от Российской империи только в 1917 году и имела веские основания опасаться растущей мощи недавно созданного Советского Союза, была разработка пулемета, который мог бы заменить Madsen датского производства и немецкий MG08.
Во время Советско-финской войны финская армия успешно использовала возможности лыжных подразделений. Солдаты на фото вооружены винтовкой AVS-36 (слева), M/26 (в центре) и SVT-38 (справа)
Комитет отдал приказ создать что-то примерно такого же размера, как Madsen, который был примечателен тем, что был первым по-настоящему успешным ручным пулеметом. Отмечалось, что благодаря тому, то патроны вставлялись сверху, модель была достаточно легкая, чтобы ее могли использовать войска в наступлении, но при этом все же отлично подходила и для оборонительных целей.
Первоначальная концепция оружия, безусловно, была инновационной для той эпохи.
Финский Lahti-Saloranta L/S-26 поступил на вооружение в 1927 году. Он служил финским военным до 1970-х годов
Ручной пулемет LS/26 питался либо от коробчатого магазина на 20 патронов, либо от барабанного магазина на 75 патронов в ствольной коробке, именно поэтому он очень схож с современными штурмовыми винтовками.
У пулемета также были необычная для того времени «оболочка» ствола с перфорацией и легкая сошка, а также «быстросменный» ствол со складными сошками фиксированной длины с ножками с шипами. Эти факты нельзя недооценивать, особенно с учетом эпохи, когда все это происходило. Несмотря на то, что сегодня LS/26, по сути, является обычным явлением, он опередил технологии своего времени на несколько лет вперед.
Первый прототип LS/26, выпущенный в 1925 году, был рассчитан на патрон 7,92×57 мм, но поскольку разработки продолжались еще четыре года, впоследствии пулемет стрелял финским служебным патроном 7,62×53 мм R. Также важно отметить, что этот патрон в целом был очень схож с советским 7,62×54мм R. По некоторым данным, советские патроны подходили для финского оружия, но в целом пулемет лучше стрелял финскими боеприпасами.
Ручной пулемет LS/26 отправляется на войну
Несмотря на то, что LS/26 был представлен в конце 1920-х годов, его первое боевое крещение состоялось во время Советско-финской войны 1939–1940 годов. Опытные пулеметчики на позициях сразу высоко оценили точность этого оружия.
Тем не менее во время реальных боевых действий недостатки LS/26 стали слишком очевидны: оказалось, что сборка ручного пулемета не очень качественная, поскольку оружие было изготовлено с такими допусками, что грязь нередко проникала между деталями механизма и провоцировала прекращение стрельбы. Дело усугублялось еще и тем, что модель было трудно чистить из-за того, что она состояла из 188 деталей.
Магазин на 20 патронов также оказался проблемным в реальном бою. Да, он действительно гарантировал, что пулемет не перегреется, но и перечеркивал способность вести непрерывный огонь в течение относительно длительного времени. Оружие было довольно тяжелым, почти 21 фунт (9,5 кг), что, вероятно, объясняет, почему его редко выпускали с барабанным магазином на 75 патронов. Одним словом, во время Советско-финской войны финны предпочитали своему оружию трофейный советский ДП-27 Дегтярева.
Отсутствие спроса среди иностранных военных
Производитель LS/26, компания Valtion Kivääritehdas (Государственный стрелковый завод), или VKT, инвестировал весомую сумму в разработку оружия в надежде впоследствии поставлять его на экспорт. Тем не менее, несмотря на передовые характеристики, спрос на LS/26 на экспортном рынке был невысок — отчасти потому, что лишь немногие страны мира тратили в то время деньги на покупку оружия за границей.
В итоге лишь Китайская Народная Республика во время Второй японо-китайской войны (1937–1945 гг.) закупила небольшое количество ручных пулеметов финского производства под патрон Mauser 7,92×57 мм. На самом деле, было поставлено только около 1200 экземпляров из 30 000 заказанных Пекином, и некоторые источники считают основной причиной произошедшего внешнее давление со стороны Японии.
В то время как финская армия закупила 5000 легких пулеметов M/26, КНР заказала 30 000 единиц. Но лишь 1200 единиц были доставлены из-за давления со стороны Японии
LS/26 в культуре
Из-за своей незначительной роли даже во Второй мировой войне LS/26 действительно является одним из тех давно забытых видов огнестрельного оружия, о котором, вероятно, мало кто слышал и видел. Известно, что из тысяч выпущенных экземпляров лишь немногие сегодня сохранились в качестве музейных экспонатов. Известно, что одна из моделей находится в Музее пехоты Миккели в Финляндии, а другая — в коллекции Королевской оружейной палаты в Великобритании.
Неизвестно, сколько экземпляров пулемета сохранилось до наших дней. Некоторые из них находятся в музеях, и неизвестно, есть ли какие-то экземпляры в частных коллекциях
Из-за того что модель очень редкая, неизвестно, есть ли вообще она в частных коллекциях.
LS/26 был замечен лишь в нескольких фильмах, в частности, во всех трех сериях финского фильма «Неизвестный солдат», снятого по мотивам одноименного романа Вяйно Линны. Среди других кинокартин с ручным пулеметом LS/26 можно отметить еще фильм «Зимняя война» 1989 года, «Сердце воина» 1992 года и «Засада» 1999 года («Дорога на Рукаярви»).