1. Главная
  2. Статьи
  3. История и традиции
  4. Безоткатная пушка Дэвиса. Стимпанк Первой мировой

Безоткатная пушка Дэвиса. Стимпанк Первой мировой

2 июня 2022
50

Спросите у большинства историков оружия, слышали ли они когда-нибудь о пушке Дэвиса, и вы, скорее всего, получите в ответ недоуменные взгляды. Действительно, этот образец не оставил заметного следа в мировой истории. Однако для своего времени это была довольно революционная конструкция, внесшая вклад в развитие авиационного вооружения. Несмотря на то, что на страницах нашего сайта мы пишем обычно о ручном стрелковом оружии, сегодня мы решили рассказать и о пушке Дэвиса. Во-первых, потому что она применялась в основном как авиационный пулемет, и, во-вторых, нередко использовалась именно в паре с пулеметом. Но обо всем по порядку. 

Безоткатная пушка Дэвиса. Стимпанк Первой мировой

Фото с сайта thearmorylife

Странную конструкцию, которая сегодня стала бы украшением любого фильма в стиле стимпанк, в 1911 году изобрел командующий ВМС США Клиланд Дэвис. Двумя годами позже, в 1914-м, он получил патент и на специальные боеприпасы к своей пушке. Как раз накануне начала Первой мировой войны. В конструкции использовалась одна камора с двумя одинаковыми стволами, направленными в противоположные стороны. Передний ствол выстреливал разрывной снаряд, а задний выбрасывал равный противовес, представлявший собой инертную комбинацию смазки и свинцовой дроби (11 кг дроби 12-го калибра и 3 кг вазелина). Поскольку оба заряда выстреливались одним и тем же зарядом взрывчатого вещества, их равный вес и дульная скорость означали, что отдачи не было и ствол оставался на месте.

Интересно, что пушка Дэвиса, запатентованная как C. Davis Aeroplane Gun, стала одним из самых ранних видов воздушного огнестрельного оружия. Дэвис подал заявку на патент 22 августа 1911 года, при этом первая пробная стрельба из пулемета с самолета состоялась лишь 7 июня 1912 года, когда капитан Чарльз Чендлер дал очередь из пулемета Lewis с самолета Wright Model B Flyer, пилотируемого лейтенантом Роем Киртландом.

Вскоре после начала Первой мировой войны все больше и больше самолетов оснащались оружием, начиная от пулеметов и заканчивая легкими бомбами. К 1915 году гонка вооружений в воздухе набрала рекордные обороты, и Британская Королевская военно-морская авиационная служба приняла на вооружение пушку Дэвиса, заказав образцы 2-фунтовой (40 мм) и 6-фунтовой (57 мм), а также и 12-фунтовой (75 мм) пушки у компании General Ordnance Company, расположенной в Коннектикуте.

Британские эксперименты показали, что пушка стреляет на максимальную дальность около 7500 м с дульной скоростью почти 365 м/с. При этом прицельная дальность стрельбы составляла порядка 1800 м. Разрывные снаряды, как сообщалось, наносили значительные повреждения.

Британцы наметили две основные цели для пушек Дэвиса — бомбардировщики Zeppelin, угрожающие Великобритании, и подводные лодки, скрывающиеся у Британских островов. Перезарядка в полете оказалась сложной задачей, особенно с учетом конструкции самолета-носителя. Вес пушки также был проблемой: почти 95 кг для 57-мм пушки с креплением, плюс вес боеприпасов.

В начале 1917 года британцы оснастили несколько своих массивных бомбардировщиков Handley Page 0/100 пушками Дэвиса, установив их на место носового стрелка (некоторые из них имели специальное спаренное крепление Дэвиса). Они были испытаны эскадрильями, базировавшимися в Дюнкерке (Франция), и использовались для штурмовых миссий.

Информации об эффективности их применения в этом варианте не сохранилось, фактом остается лишь то, что орудия были сняты с вооружения этих эскадрилий в начале 1918 года. Сообщается, что одна 40-миллиметровая пушка Дэвиса использовалась на борту бомбардировщика Royal Aircraft Factory R.E.8, причем пушка стреляла вперед и вниз под углом 45 градусов.

В конце войны два легких бомбардировщика Airco DH.4 были модифицированы в бомбардировщики-перехватчики с 40-миллиметровыми пушками Дэвиса, установленными в кабине заднего наблюдателя/пулеметчика — пилот наводил орудие и сигнализировал пулеметчику о необходимости стрельбы и перезарядки. Однако война закончилась до того, как они смогли пройти боевые испытания.

ВМС США установили 40- миллиметровую пушку Дэвиса на место носового стрелка на массивном экспериментальном самолете-плане Naval Aircraft Factory N-1, а позже — на большой летающей лодке Curtiss F-5-L. Оба самолета предназначались для патрульных противолодочных полетов. На американских самолетах, оснащенных пушкой Дэвиса, на стволе орудия обычно устанавливался пулемет Lewis 30-го калибра, стреляющий корректировочными патронами для наводчика. 

До наших дней сохранился забавный отзыв о пушке Дэвиса в докладе Министерства ВМС США федеральному правительству под названием Navy Ordnance Activities, World War 1917–1918, представленном 1 мая 1920 года:

«Для ведения противолодочной войны возникла острая необходимость в крупнокалиберном орудии, обладающем достаточной мощностью для пробития обшивки корпуса подводной лодки, находящейся на поверхности или немного ниже ее, и для этой цели было изготовлено и установлено орудие Дэвиса. Это орудие радикально отличается от предыдущих типов орудий тем, что ствол открыт с обоих концов и заряжается в центре путем вращения половины ствола вокруг смещенной оси. Снаряд вылетает из переднего ствола обычным способом, а из заднего ствола вылетает заряд равного веса. Сила взрыва заряда воспринимается реакцией между снарядом и задним зарядом, и сила отдачи не передается на навеску. В ранних моделях этого оружия в заднем стволе используется заряд дроби и вазелина, а в более поздней модели стальная гильза сама вылетает в заднюю часть ствола, оставляя отверстие свободным для следующего заряда.

Соответствующие ограничители не позволяют заднему стволу опускаться настолько, чтобы подвергать опасности верхнее крыло самолета. Вместо обычного прицела над стволом пушки устанавливается пулемет Lewis под таким углом, что пули Lewis и снаряд пушки попадают в воду в одной и той же точке с обычной высоты патрулирования (около 450 м). 

В качестве примера возможной ценности такого оружия можно привести случай, произошедший у берегов Вексмута, Англия, во второй половине сентября 1918 года. Патрулирующий гидросамолет заметил подводную лодку с открытым перископом и не смог повредить ее двумя бомбами, которые нес. На радиосообщения, посланные самолетом, ответа не последовало, и подводная лодка, пробыв у поверхности полтора часа, вероятно, из-за неисправности, наконец, скрылась. Уверены, что если бы данный гидросамолет был вооружен пушкой Дэвиса, уничтожение подводной лодки было бы гарантировано».

Большие летающие лодки, используемые для противолодочного патрулирования в Британии того времени, были приспособлены для установки такой пушки, но ни одна из них так и не попала к ним на борт вплоть до конца боевых действий.

Хотя безоткатное орудие Дэвиса практически неизвестно сегодня, да и в 1918 году оно было малоизвестно, полезная технология была создана. Ко времени Второй мировой общий уровень развития военных технологий догнал, наконец, опередившее свое время изобретение американского коммандера.