У каждого вида спорта есть свои легендарные представители. Спортинг не является исключением из правил, и одной из его легенд можно, бесспорно, назвать британского стрелка Джорджа Дигвида. Особо выдающимся для спортсмена оказался 2011 год, когда он был объявлен единственным чемпионом по стендовой стрельбе четырех десятилетий (1980–2010-е), а также стал первым в мире стрелком, попавшим по мишени 100 раз подряд. Кроме того, в октябре 2011 года ему удалось поразить тарелку с расстояния в 130 ярдов. Тем самым он побил собственный предыдущий рекорд. На исходе 2011 года прославленный чемпион дал эксклюзивное интервью репортеру британского интернет-портала shootclay.co.uk. Предлагаем вашему вниманию избранные места из этой беседы.
Фото с сайта clay-shooting.com
Во-первых, хочется заметить, что вы очень преуспели в спорте за последние несколько лет, но кажется, что 2011 год был самым эпическим, с победами в Великобритании, США, Южной Африке, России и Новой Зеландии. Как вы относитесь к своим достижениям в этом году?
Джордж Дигвид: Безусловно, 2011 год был с точки зрения достижений моим лучшим годом в истории. Я чувствую себя так, как будто я стрелял лучше, чем когда-либо за всю свою жизнь. Сначала я успешно выступил в Новой Зеландии, затем отправился в Южную Африку, где я также стрелял очень неплохо, набрал 196 и 192 очка. Потом в Европе я набрал 100 очков на Чемпионате мира во Франции, а затем поехал в США на TripleClassic, где выиграл Чемпионат мира в Сан-Антонио. Я не мог уже просить Бога о чем-то большем после этого. Но за этим последовала Россия, где я также выиграл с большим отрывом. Это был отличный год!
ShootClay: Есть ли хоть один титул, который, как вы чувствуете, ушел от вас в этом году? Был ли это Чемпионат мира ФИТАСК в Орвилле?
Джордж Дигвид: Да, для меня чемпионат мира ФИТАСК — это как «Формула-1» в мире стрельбы по глиняным тарелкам, и мне выпала большая честь выигрывать его несколько раз. Это фантастическое мероприятие, и я поехал туда (во Францию, в Орвилль) с единственным намерением — добиться успеха. Однако победа далась мне очень тяжело. Наверное, я слишком старался в первые два дня, и хотя я и стрелял не так плохо, я знаю, что мог бы это делать намного лучше.
ShootClay: Оглядываясь назад на этот список титулов и медалей, что, по вашему мнению, было самой запоминающейся победой?
Джордж Дигвид: Лично я всегда говорил, что больше всего мне запомнился Чемпионат мира по ФИТАСК в 1992 году, когда мой отец был очень болен. Я не хотел ехать, а записался только потому, что он мне так сказал. В итоге я поехал и выиграл его, но, к сожалению, потерял отца. Это был мой первый Чемпионат мира по ФИТАСК, и он был очень эмоциональным.
Говоря о моем лучшем выступлении, это было в прошлом году в Италии на Чемпионате мира по ФИТАСК-2010. Я удивился сам себе, когда понял, что мне удалось сделать за четыре дня соревнований при такой невыносимой жаре. (Джордж набрал 197 очков и выиграл чемпионат, набрав только на два очка больше, чем его главный соперник Бен Хашвайт.)
ShootClay: Вы стреляете по всему миру. Где вам нравится это делать больше всего?
Джордж Дигвид: Мне посчастливилось пострелять по всей Великобритании и в прекрасных местах за границей. Я люблю Южную Африку и оружейный клуб Valley Gun Club, но не это главное. На самом деле, важны не места, а хорошие мишени и замечательные люди вокруг. Именно они залог отличной спортивной атмосферы.
ShootClay: Вы выиграли в большинстве дисциплин (спортинг, компак, ФИТАСК). В какой из них вы любите соревноваться больше всего и почему?
Джордж Дигвид: Мне повезло, что я выигрывал во всех этих дисциплинах! Я выиграл британский Open Skeet с рекордным результатом, а также Кубок мира по дубль-трапу! Любая победа — это победа, и всегда приятно знать, что ты просто вышел и победил всех. Тем не менее для меня FITASC — это в «Формула-1» по важности.
ShootClay: Мы читали, что вас познакомил со стрельбой ваш дед в возрасте 12 лет. Как бы вы порекомендовали привлечь молодежь к этому виду спорта сейчас? Что, по вашему мнению, можно сделать, чтобы увеличить количество людей, начинающих заниматься стрельбой?
Джордж Дигвид: Мы с дедушкой ходили в охотничий клуб Восточного Сассекса, где в течение дня стреляли всего по 25 мишеням. Если бы вы сейчас кому-нибудь сказали, что будет целый день стрельбы по глиняным тарелкам и вы будете стрелять только по 25 мишеням, они бы подумали, что вы сумасшедшие! Но так как мы стреляли только по 25 мишеням, то людям было очень доступно прийти и попробовать этот вид спорта. Сегодня, в связи с изменившейся скоростью жизни, нормой стало 100, 200, а то и 300 мишеней в день, и это становится непомерно дорогостоящим спортом для многих людей, и если вы пытаетесь взять вашего сына или дочь пострелять и собираетесь за них заплатить, то это вам обойдется не менее 150 фунтов стерлингов за вас самих, а также 150 фунтов за вашего ребенка. Но если вас не смущают цены, то я бы начинал обучение ребенка с самых основ.
Когда я учился, спорт назывался не Clay Shoots, а Rough Shooting, и первый год меня заставили носить с собой ружье .410 калибра, без патронов. Меня постоянно заставляли проверять, заряжено ли оно, поставлено ли на предохранитель. Так я постепенно срастался с оружием. Сегодня, конечно, вряд ли кто-нибудь будет действовать такими методами.
ShootClay: Считаете ли вы, что мы должны пытаться повлиять на спорт, чтобы он стал немного более доступным для привлечения молодого поколения?
Джордж Дигвид: Приведу один пример: я довольно часто езжу в Гринфилдс в Кентербери в воскресенье утром, когда у них проходят соревнования, и они каждый раз устанавливают стенд «попробуй пострелять», который рекламируется во всех местных газетах. И по рекламе обычно приходит невероятное количество никогда не стрелявших людей. Им удается пострелять относительно дешево, с инструктором на стенде, и эти инструкторы активно пытаются заманить людей в спорт. Такие стенды ВСЕГДА заняты, весь день, и я считаю их прекрасным способом привлекать новичков.
ShootClay: Мы смотрели, как вы стреляли на ярмарке GameFair в прошлое воскресенье и заметили паузу перед командой «тянуть». Это было для концентрации или визуализации? У вас есть какая-то схема до выстрела, чтобы быть уверенным, что вы на 100 % сконцентрированы?
Джордж Дигвид: Ну, в основном в воскресенье я ждал, когда дым от флэш-мишеней рассеется! Обычно я стараюсь сосредоточиться на том, что мне нужно сделать, чтобы попасть в каждую цель. Если все проходит хорошо, то я ни о чем не думаю. Поговорите с какими-нибудь топ-спортсменом или с женщиной — они часто не могут сказать вам, КАК именно они это делают — они просто находятся в зоне внутреннего равновесия. Если ты слишком много волнуешься, у тебя просто нет шанса выиграть в соревнованиях!
ShootClay: Вы выиграли почти все, у Вас все еще есть определенные амбиции в стендовой стрельбе?
Джордж Дигвид: Я всегда говорил: «Ты хорош ровно настолько, насколько хорош твой последний результат», и я постоянно должен совершенствоваться, чтобы уважать себя и не подвести всех, кто поддерживал меня на протяжении всей моей жизни, чтобы продолжать идти вперед до тех пор, пока я в состоянии это делать. Я не хочу оказаться в ситуации, когда не смогу оспаривать самые высшие звания и награды.
ShootClay: У многих из лучших стрелков есть приметы. Вы суеверны?
Джордж Дигвид: Конечно, у меня есть пара счастливых примет. Но о них знают только я и мое ружье.