Каким стрелковым оружием воевали солдаты и офицеры русской армии и их противники в Первой мировой войне.
В 1871 году в Европе произошло событие, коренным образом изменившее дальнейший ход как европейской, так и мировой истории в целом. Благодаря титаническим усилиям князя фон Бисмарка и его сподвижников, на месте разрозненных немецких карликовых государств возродилась единая Германская империя, получившая название второго Рейха. Свежеиспеченное государство начало гигантскими темпами наращивать свое военную и экономическую мощь, но для того, чтобы стать полноправной сверхдержавой ему не хватало одного – колоний. Феодальная раздробленность помешала немцам во второй половине восемнадцатого столетия полноценно поучаствовать в дележе колониального пирога. Конечно, какие-то колонии у Германии были, но по своему размеру и богатству они даже близко не могли сравниться с владениями Британской империи, над которыми, как известно, никогда не заходило солнце, или с гигантскими заморскими территориями той же Французской республики.
Захваченные земли служили источником различного сырья и дешевой рабочей силы, и, в то же время, являлись отличными рынками сбыта товаров. Нещадная эксплуатация туземцев и варварское разграбление их территорий приносили метрополиям колоссальные прибыли. Об этом прекрасно знали немецкие промышленники, политики и военные, и их мечтой стало отобрать колонии теперешних владельцев, поэтому, уже с 80-х годов девятнадцатого века Германия стала активно готовиться к полномасштабной войне. Милитаристские приготовления потомков Зигфрида не остались незамеченными: одновременно с немцами свои программы по модернизации вооруженных сил запустили многие европейские страны, в том числе и Россия.
Русские солдаты с винтовками Мосина.
Здесь надо отметить, что, несмотря на появление в армии многочисленных новинок типа аэропланов, отравляющих веществ, усовершенствованной артиллерии и тому подобного, многие генералы старой школы по-прежнему придерживались мнения о том, что пуля - дура, а молодец только штык. Поэтому в военных доктринах большинства стран, как и раньше, именно простой солдат рассматривался в качестве главной тактической единицы театра военных действий. А это значит, что вопросам его вооружения предавалось очень серьезное значение. В этой статье поговорим о том, насколько удачно России, Германии и Австро-Венгрии удалось вооружить своих солдат и офицеров, в итоге столкнувшихся лицом к лицу на полях сражений Первой мировой.
В России процесс появления новой армейской винтовки оказался несколько необычным. Если в большинстве стран сначала утверждалась модель оружия, а уже под нее подбирались боеприпасы, то у нас все происходило с точностью наоборот. Причина была в том, что в конце 1880-х годов полковником Роговцевым был изобретен новейший для того времени винтовочный патрон с оболочечной пулей и бездымным порохом под калибр три линии или 7,62 мм. На стрельбах он продемонстрировал настолько впечатляющие результаты, что военные решили сначала принять на вооружение его, а потом уже искать подходящую для него оружие. В окончательной борьбе за право стать главной русской винтовкой приняли участие модель конструкции 1889 года Сергея Мосина и изделие того же года бельгийского оружейника Леона Нагана.
Генеральные войсковые испытания показали, недостатки имеют обе винтовки: и Мосина, и Нагана. Но когда стали разбирать результаты стрельб, выяснилось, что винтовка Мосина дает отказы потому, что была изготовлена наспех, с низким классом обработки деталей. Винтовка Нагана же, хотя и имела безупречное качество сборки, все равно давала сбои. После тщательного анализа всех фактов более перспективной была признана мосинская винтовка, и взять на вооружение решили ее. Но не без нюансов.
Дело в том, что Мосин сплоховал с обоймой. Она оказалась с острыми краями, о которые можно было порезать пальцы. Поэтому приняли обойму Нагана. Также выяснилось, что Мосин для расчета баланса своей винтовки использовал данные, полученные в свое время Наганом. В результате Александр III при окончательном утверждении нового оружия , вычеркнул из названия слово «русская». Так на вооружении царской армии появилась «трехлинейная винтовка образца 1891 года.»
Сегодня недоброжелательно настроенные по отношению к России военные историки утверждают, что модель русского конструктора являлась лишь жалким подобием изделия Нагана, и во многом уступала по характеристикам оружию немецких и австро-венгерских солдат. Это не соответствует действительности. Каждая из существовавших тогда моделей имела свои плюсы и минусы. Например, при всех своих достоинствах конструкция нагановской винтовки предусматривала два поперечных винта, и чтобы ее разобрать, нужна была отвертка, что было очень неудобно в окопных условиях. Наша трехлинейка разбиралась без всяких дополнительных инструментов.
Как и винтовка «Маузер» образца 1898 года (калибр 7,9 мм), состоявшая на вооружении у германской армии. «Маузеры» обладали эргономичным полупистолетным ложем, их было легче держать в руках, и из них было удобнее целиться. Кроме того, они не нуждались, в отличие от русских трехлинеек, в специальных отсечках-отражателях для извлечения стреляных гильз из обоймы, но были значительно дороже в производстве и, в конечном итоге, их высокая стоимость стала одним из факторов, приведших Германию к поражению в войне.
Австро-Венгерская винтовка системы Манлихера образца 1895 года (калибр 8 мм) также считалась очень удобной при прицеливании и стрельбе, кроме того ее положительным качеством была более высокая скорострельность, по сравнению с оружием противника. Однако, и она имела свои минусы. Патроны в нее заряжались в специальных одноразовых пачках и при их отсутствии, из винтовки за одно заряжание можно было сделать только один выстрел вместо пяти. Еще одним недостатком было то, что при чистке собрать и разобрать ее могли только два человека, что тоже создавало серьезные неудобства в реальной боевой обстановке.
При этом, все вышеперечисленные винтовки имели одинаковую прицельную дальность стрельбы равную примерно двум километрам.
Сравнивая стрелковое оружие России и ее противников времен Первой мировой, мы не должны также забывать и о том, что наше государство к началу военных действий еще не успело закончить программу военной модернизации, полное завершение которой планировалось на 1930-е годы. И существовавшие российские оружейные заводы не могли удовлетворить потребности фронта, которому в разгар военных действий было необходимо до 200 тысяч новых винтовок в месяц. Поэтому царскому правительству приходилось закупать устаревшее вооружение у своих союзников. Так что нередко у русского солдата в руках вместо современной, но тот момент трехлинейки, оказывались, например, сильно устаревшие французские винтовки системы «Гра» образца 1874 года, или не менее древние американские винчестеры. Так что, когда мы говорим о причинах поражений русской армии, необходимо учитывать еще и этот немаловажный фактор. Созданное же Мосиным оружие еще долго служило верой и правдой нашим солдатам. Последней модификацией винтовки стал карабин 1944 года, который выпускался вплоть до начала производства автомата Калашникова.