В конце ХVI века англичанин Джон Флетчер, служивший несколько лет дипломатом при дворе московских царей, издал посвященный России трактат, в котором мы можем обнаружить одно из первых в истории литературных описаний вооружения русских стрельцов. Автор писал: «У стрельца, или по-нашему пехотинца, нет никакого оружия, кроме ружья в руке, бердыша на спине и меча сбоку. Ложе его ружья не такое, как у мушкета, но гладкое и прямое, несколько похожее на ложе охотничьего ружья, отделка ствола груба и неискусна, и он весьма тяжел, хотя стреляют из него небольшой пулей».
В этих строках Флетчер довольно точно описал пищаль — первое ручное огнестрельное оружие, получившее широкое распространение в русской армии. Само русское слово «пищаль», родственное глаголу «пищать», известно еще по берестяным грамотам XI века, где оно означало музыкальный инструмент в форме трубочки (дуда, пищаль и т.д.). Известно, что от родственного чешского слова «писчала» — píšťala — произошло слово «пистолет». На заре возникновения на Руси орудий «огневого боя» пищалями называли в первую очередь пушки. Само слово «пушка» — от слов «пищать» или «пущать», то есть выдувать, запускать, стрелять.
Фото с сайта naukatechnika.com
С конца XV века пищалями стали называться и ружья с длинным тяжелым стволом и фитильным замком, простота конструкции которого делала их удобными для массового производства. Изначально такие пищали состояли на вооружении и пищальщиков-ополченцев. После утверждения Иваном Грозным в 1550 году стрелецкого войска пищаль становится штатным оружием регулярной пехоты. Пищали изготавливались не только на государственных заводах, но и частными мастерами. Из-за этого нередкими были серьезные различия в качестве, конструкции и калибре, который колебался в пределах от 18 до 23 мм. Ствол у пищали был около 800 мм, весило ружье до 8 кг, что практически вдвое превышало вес европейской аркебузы. Скорострельность обычно составляла не более одного выстрела в 3–4 минуты. Однако при этом прицельная дальность у пищали была выше практически в 2 раза. При стрельбе залпами стрельцы могли эффективно поражать цели на расстоянии около 200 метров, для аркебуз же такая дистанция не превышала 120 м. Кроме того, для упора во время стрельбы европейские стрелки использовали обычные подставки, русские стрельцы устанавливали ствол пищали на бердыш, разновидность рубящего оружия. Это позволяло в случае необходимости сразу после выстрела вступить в рукопашную схватку, не тратя время на извлечение из ножен палаша или шпаги.
С появлением во второй половине XVI века в Росси зернистого пороха, который, в отличие от использовавшей до этого пороховой мякоти, не прилипал к стенкам ствола, процесс заряжения пищалей и, соответственно, их скорострельность несколько увеличились. Однако конструкция с фитильным замком стремительно устаревала, а замена его на кремневый происходила крайне медленно из-за недостатка в государстве финансовых средств, вызванного кризисом Смутного времени. Таким образом, фитильная пищаль просуществовала как массовое оружие русской пехоты вплоть до военных реформ Петра I, заменившего устаревшие ружья кремневыми мушкетами, а затем фузеями европейского производства. Тем не менее пищали можно было встретить в качестве вооружения у казаков и ополченцев вплоть до конца XVIII века.