1. Главная
  2. Статьи
  3. Персона
  4. Алексей Гезин о ковбойской стрельбе в России и в мире

Алексей Гезин о ковбойской стрельбе в России и в мире

23 июля 2020
1266

Алексей Гезин, стрелок, член IPSC с 2006 года, судья по практической стрельбе. Один из организаторов уникальных ночных матчей по практической стрельбе, развлекательных матчей по зомби-хантингу. Главный идеолог и со-организатор фан-шутинг-проекта исторической костюмированной стрельбы «Махновско-кулацкая и партизанская стрельба». Первый русский член World Fast Draw Association(WFDA) и Single Action Shooting Society (SASS), судья SASS по ковбойской стрельбе и Wild Bunch, участник и призер международных соревнований по ковбойской стрельбе. Создатель клубов ковбойской стрельбыRussian Fast Draw Club и Seven Hills Gunslingers. Главный идеолог развития развлекательных видов стрельбы в России.

«…В правилах ковбойской стрельбы прописано, что результат находится на втором месте, а на первом месте «Game Spirit» — дух игры…»

В нашей прошлой беседе вы рассказывали о том, как организовывали матчи по исторической стрельбе, связанные с отечественной историей. Потом вы стали заниматься исключительно ковбойской стрельбой. Почему?

Мысль заниматься именно ковбойской стрельбой подспудно была у меня всегда. Но в начале 2000-х для такого спорта просто не было необходимых условий и ресурсов. Поэтому в течение 10 лет мы организовывали матчи по исторической стрельбе, основанные на событиях нашей истории. Пока мы их делали, возникли социальные сети, расширился круг общения, на YouTube появилось много роликов про ковбойскую стрельбу, которые мы смотрели и обдумывали, каким образом можно их обыграть в российских реалиях. Кроме того, существенно увеличился арсенал оружия, которое можно было взять в аренду в тире.

И где-то году в 2014–2015 в журнале «Популярная механика» мне попалась статья про такую дисциплину, как Fast Draw — дословно «скоростное выхватывание». Это одна из ветвей ковбойской стрельбы. Все мы помним, как в вестернах ковбои моментально выхватывают револьвер из кобуры и стреляют, не целясь, прямо от бедра. У многих наверняка возникал вопрос, можно ли вообще так куда-то попасть. Так вот эта дисциплина как раз на этот вопрос отвечает, так как представляет из себя стрельбу на время от бедра в различные виды мишеней. У нее есть свои особенности. Во-первых, очень маленькая дистанция выстрела: не более семи метров. Во-вторых, в целях безопасности не используются «боевые» патроны. Оружие настоящее, но оно стреляет восковой пулей при стрельбе по стальным мишеням или заряжается холостым зарядом на черном порохе, так как на маленькой дистанции черный порох не успевает полностью сгореть и его частички попадают в мишень, которой служит воздушный шарик. Он лопается и размыкает контакт таймера. Спорт получается очень демократичным, так как из-за отсутствия патронов цена выстрела оказывается на уровне пневматики.

Я решил вникнуть в эту тему поподробнее, и тут выяснилось, что в России нет ни одного настоящего ковбойского револьвера. И я начал заниматься этой проблемой. Полетел в Нюрнберг, на самую большую Европейскую оружейную выставку IWA, стал встречаться со всеми мировыми поставщиками исторического оружия. Кстати, лидеры здесь итальянцы. В любом классическом вестерне, начиная с «долларовой трилогии» Серджо Леоне, используется оружие итальянского производства. Мне удалось договориться о ввозе револьверов в Россию. Но тут начались санкции, так что поставка первой партии пистолетов растянулась на долгие пять лет.

Но задолго до того, как это оружие оказалось у нас, мы все равно начали развивать в России стрельбу Fast Draw и даже создали собственный клуб Russian Fast Draw Club. Каким образом? Мы решили воспользоваться японским опытом. Дело в том, что в Японии с того момента, как она проиграла Вторую мировую войну, полностью запрещено производство и владение боевым оружием, но стрелять японцам хотелось, и они придумали страйкбольное оружие, в производстве которого они сегодня являются лидерами. В страйкбольном ассортименте есть и ковбойские образцы. Эти реплики стреляют шариками, но производятся и модели с шумовыми картриджами, которые также позволяют стрелять по мишеням-шарикам, правда, почти в упор, так как из ствола там практически ничего не вылетает. Кстати, японская школа Fast Draw считается одной из лучших в мире. И вот мы начали заниматься с этим страйкбольным оружием.

Для вас, стрелка-практика, это не было шагом назад после настоящего оружия?

Конечно, в известном смысле это было шагом назад. Во-первых, представьте себе, я купил настоящий WinchesterM12, помповый исторический, 1910 года, за 20 тысяч рублей. И примерно столько же сегодня стоит японский страйкбольный Tanaka, то есть, по сути, игрушечный револьвер. Как вы понимаете, у человека, который знает цену настоящему оружию, купить за те же деньги игрушку с трудом поднялась бы рука. Кроме того, у японцев оружие в базовом варианте долго не живет — УСМ из сплава очень слабый и быстро ломается. Японцы его активно тюнингуют, при этом изначальная стоимость пистолета возрастает в несколько раз. В России дополнительные детали мало того, что стоили еще дороже, многих из них было просто не достать. Тем не менее мы ухитрялись решать эти проблемы.

Потом в какой-то момент одна компания привезла шумовые турецкие реплики Colt Peacemaker, под шумовой «строительный» патрон. Они изначально должны были идти со сквозным стволом, что позволило бы стрелять по шарикам на дистанции примерно в метр, но когда привезли партию, стволы заставили заглушить, поэтому у нас остался только звук. Мы переделали наши таймеры, сделали звуковые сенсоры и стреляли за счет звука. Кстати, такая дисциплина в Америке тоже есть. Человек стреляет холостым патроном, просто демонстрируя скорость выхватывания и первого выстрела без попадания в мишень. Мы эту тему тоже достаточно развивали. Так что следующая статья в «Популярной механике» про Fast Draw была уже о нашем клубе.

Но в конечном итоге вы получили настоящие ковбойские револьверы?

Да, три года назад партия наконец пришла. Это были реплики легендарного Colt Peacemaker итальянского производства.

Как решали проблему с сертификацией?

В России оружие «привязано» в виду спорта. Весь короткоствол — это оружие для практической стрельбы. Поскольку в практической стрельбе есть категория «Револьвер», то эти револьверы были сертифицированы как оружие для практической стрельбы. К сожалению, в России даже применительно к Fast Draw, где не используются настоящие патроны и не нужен пулеуловитель, стрелять все равно можно только в тире. В Америке другая ситуация. Там, если у тебя есть настоящий револьвер, но ты из него стреляешь не боевым патроном, а холостым или патроном с пластиковой пулей, то можешь делать это в собственном гараже или у себя во дворе, не важно. У нас, к сожалению, есть такое понятие, как специально отведенные места для стрельбы. Вне этих мест ты не можешь даже просто достать на улице оружие, чтобы показать его друзьям. Так что для того, чтобы пострелять из револьвера восковой пулей, ты все равно должен идти в тир. И это оказалось серьезным сдерживающим фактором. Так что в конечном итоге, поиграв достаточно в Fast Draw, я к этому делу немного охладел.

К тому же в тот момент у меня уже появилась возможность иметь ружья и винтовки для ковбойской стрельбы. И я стал более внимательно изучать CAS — cowboy action shooting, то есть главное направление в ковбойской стрельбе. Связи мои по этой теме стали расширяться, и в 2016 году один немец в Facebook пригласил меня на FirstFrozen — зимний чемпионат Германии по ковбойской стрельбе на черном порохе. Я стал собираться в дорогу, но уже буквально накануне вылета наткнулся на объявление о продаже старинного помпового винчестера 1897 года. Такая модель как раз используется для ковбойской стрельбы. И я все деньги спустил на поездку в Тамбов за этим ружьем. Так что в Германию мне удалось попасть лишь через год, и как раз перед поездкой я вступил в Международную ассоциацию ковбойской стрельбы — SASS (Single Action Shooting Society).

Каковы были ваши впечатления от первой поездки?

Это, конечно, был совершеннейший переворот сознания. В первую очередь, из-за самой атмосферы. Мы жили на настоящем ковбойском ранчо, где были одноэтажные домики как в вестернах, с крылечками, керосиновыми лампами, рогами на стенах, какой-то аутентичной утварью и так далее. Был салун с огромным камином. Там можно было заказать яичницу с беконом или жареное мясо и стаканчик виски.

Спали мы в спальных мешках, топили печку. Настоящий Дикий Запад. Причем каждый, кто приезжал на соревнования, сразу должен был облачиться в ковбойский костюм и ходить в нем все три дня соревнований. Конечно, я от всего этого был в диком восторге. Оружие тоже носили все время. И в перерыве на обед я с тяжелыми кольтами на поясе шел обедать в кафе. Одним словом, это были три дня, которые пролетели как сон. Потом уже я дважды ездил чемпионат Чехии, а в августе прошлого года — на чемпионат Европы.

Как обстоит дело с ковбойской стрельбой у нас в стране сейчас?

Фактически никак. И тому есть много причин. Например, «стоимость входа». Ведь тебе нужно три вида оружия, один из которых винтовка. То есть, если ты новичок, то тебе еще нужно пять лет ждать, чтобы получить на нее разрешение. Это сразу отсекает какое-то количество людей. И опять же у нас, к сожалению, существует запрет на передачу оружия. Ты не можешь другу дать пострелять из своей винтовки. Сейчас за этим очень строго следят. Если бы в клубах было такое оружие, проблема бы решалась. Но в большинстве клубов и тиров подходящих винтовок нет. Практически нет и револьверов. Первая партия в 35 штук разлетелась по стране моментально — это была просто капля в море. Потом костюм. Даже в Москве из трех магазинов, где еще недавно можно было купить ковбойскую шляпу и что-то из одежды, два уже закрылись, а в регионах их вообще нет. То есть все надо заказывать за границей, ждать и гадать, подойдет ли размер…

Все это печально, потому что у ковбойской стрельбы, на мой взгляд, есть свои неоспоримые достоинства и перспективы. Практическая стрельба давно уже стала профессиональным спортом. Ты, конечно, можешь ездить на соревнования просто ради удовольствия, так сказать, для процесса общения с людьми, но достичь серьезных результатов без постоянных тренировок будет уже достаточно сложно. То есть человек приезжает один раз на матч по практической стрельбе, другой раз, а выигрывают все время одни и те же люди. И новичок думает: «На фиг мне это надо. Я буду просто ездить бабахать в свое удовольствие где-нибудь на стрельбище. Вряд ли я смогу так натренироваться, как они, чтобы в короткое время что-то выиграть, подняться на такую высоту». И рано или поздно люди «перегорают», да и просто спорт — не для всех, большинству нужен fun-shooting, развлечение… 

В правилах же ковбойской стрельбы прописано, что результат находится на втором месте, а на первом месте Game Spirit — дух игры — по сути, фан от процесса. Там важно не как ты стреляешь, а как смотришься в процессе стрельбы. И существует колоссальное количество категорий, в которых ты можешь стрелять. Категории по возрасту, по костюму, по пороху (черный или бездымный), по тому, как ты держишь револьвер, и еще множество других. Когда ты собираешься на соревнования, то можешь сразу посмотреть, сколько людей в какую категорию зарегистрировались и в какой у тебя больше шансов, чтобы выиграть.

Естественно, это каждый раз вдохновляет. Ты понимаешь, что ты не аутсайдер, у тебя есть все шансы на победу. Уже на вторых соревнованиях я занял третье место в своей категории, стреляя без предварительной тренировки, из чужого оружия. Кроме того, обычно на крупных соревнованиях существует так называемая РАФФЛ-лотерея, где призы разыгрываются просто по номерам участников. Я так нож ковбойский выиграл один раз, в другой раз коробочки для патронов, виски и что-то еще. Мелочь, а приятно. Плюс есть еще отдельный конкурс за костюм — тоже можешь поучаствовать. И вот вся эта система не дает людям перегорать.

Как вы считаете, у нас можно изменить ситуацию в лучшую сторону?

Есть такой «Тир 727» в Новосибирске. Их можно легко найти в Instagram. Ребята купили револьверы из первой партии, кроме того, у них уже была пара ковбойских винтовок. Они одну стрелковую галерею полностью задекорировали в стиле салуна и одели инструкторов в ковбойские жилеты и шляпы. И вот к ним приходит человек и видит что-то необычное. Что он захочет? Он захочет сфотографироваться, захочет снять видео, поделиться этим в соцсетях. Другие люди увидят, как это круто, и тоже захотят прийти. То есть тир сам начал работу по развитию такой вот фановой стрельбы. Как известно, под лежачий камень вода не течет. Есть несколько человек, кто интересуется ковбойской стрельбой в Питере, Самаре, Екатеринбурге, Петрозаводске, есть близкая по концепции ассоциация стрелков из исторического дульнозарядного оружия. По идее, можно зарегистрироваться в Минспорте и признать развлекательную стрельбу тоже видом спорта. Тем более если мы говорим про ковбойскую стрельбу, то уже существуют и чемпионат Европы, и чемпионат мира.

К сожалению, без официального признания Минспортом очень сложно продвигаться. Опять же пресловутая «привязка оружия» к виду спорта, о которой уже упоминал, — все это сильно тормозит развитие.

Но чтобы плотно этим заняться, нужны деньги и время, которых у меня лично нет. Я по большому счету пока один в поле воин, а одному это сдвинуть очень тяжело. Сейчас я общаюсь с несколькими людьми, которые планируют открытие стрельбищ, планируют создание стрелковых объектов именно в развлекательном направлении. Если бы нашелся какой-нибудь серьезный инвестор, который бы поддержал развитие развлекательной стрельбы у нас в стране, то я уверен, эта тема нашла бы поддержку у населения. Я сам видел, насколько фановая стрельба привлекательна в коммерческом плане. Опять же проблема в инструкторах. Большинство из них — это действующие спортсмены-практики. Их вряд ли заставишь одеться в ковбойский костюм и с гостем «играть в вестерны». Здесь нужны новые люди, немного с другим мышлением. И вот если кто-нибудь сможет привлечь таких людей и создаст им необходимые условия для работы, то ковбойская стрельба завоюет себе множество поклонников и в России. Я в этом не сомневаюсь абсолютно.

Фото из личного архива Алексея Гезина

Первая часть интервью