Еще со времен Первой мировой войны автоматическое стрелковое оружие доказало свою эффективность в реальных условиях ближнего боя. С той поры оружейники всего мира постоянно не только совершенствовали конструкции автоматов и пулеметов, но и пытались создавать новые концепции ведения автоматического огня. Так, в 50-е годы прошлого века в американских военных кругах пользовалась популярностью концепция SOLVO, предполагавшая стрельбу либо залпами из нескольких пуль одновременно, либо короткими скоростными очередями. Считалось, что при таком способе ведения огня неизбежное рассеивание снарядов будет создавать эффект картечи, то есть компенсировать небольшие неточности прицеливания, неизбежные в настоящем бою. По мнению пропагандистов SOLVO, новый метод стрельбы должен был стать эффективной заменой требующих большего времени для исполнения одиночных прицельных выстрелов, а также повысить шансы поражение цели с первого раза.
В Советском Союзе оружейные конструкторы также занимались проблемами повышения эффективности стрельбы путем использования залпового огня. В 1962 году тульским оружейником Германом Александровичем Коробовым был разработан уникальный трехствольный автомат с рабочим названием «Прибор 3Б». Главной особенностью конструкции нового изделия было то, что оно была создано по так называемому принципу «буллпап» (bullpup), больше характерному для образцов зарубежного оружия. При компановке «буллпап» ударно-спусковой механизм и магазин с патронами располагаются в прикладе. Это позволяет увеличивать длину ствола без увеличения общей длины и массы оружия, что существенно влияет на характеристики стрельбы.
Фото с сайта news-rambler.ru
Автомат имел три горизонтальных ствола, составляющих единое целое, патроны в которые подавались из параллельных магазинов емкостью по 15–20 боеприпасов каждый. Оружие стреляло короткими залпами по три выстрела и показало высокие результаты в области точности и кучности огня при скорострельности около 1800 выстрелов в минуту. Еще одним плюсом модели стало то, что многие ее детали были заимствованы у автомата Калашникова, что в случае чего позволяло значительно упростить процесс ее серийного выпуска.
После ряда доработок экспериментальный образец был назван в 1966 году автоматом ТКБ-059 и допущен к государственным испытаниям, на которых продемонстрировал высокую точность и кучность стрельбы. В том числе при ведении огня с рук из неустойчивых положений. Однако оружие так и не было рекомендовано к массовому производству. Причин тому было несколько: сложная конструкция магазина, высокая отдача, невозможность стрельбы одиночными выстрелами и длинными очередями. Кроме того, Советская армия имела на вооружении вполне современный на тот момент автомат АКМ, так что насущной потребности в срочном переоснащении войск не было. Таким образом, изделия ТКБ-059 сохранились только в качестве нескольких опытных экземпляров, каждый из которых, безусловно, является лакомым кусочком для любого серьезного коллекционера.
Справедливости ради стоит отметить, что похожие разработки многоствольного автоматического стрелкового оружия в США также завершились ничем. В нашей стране технические находки, сделанные Коробовым в ходе работы над ТКБ-059, впоследствии были использованы при создании принятого на вооружение в 1997 году автомата Никонова АН-94.