Когда речь заходит об автоматическом стрелковом оружии Великой Отечественной войны, то наверняка многие вспоминают в первую очередь легендарный пистолет-пулемет Шпагина, ставший неотъемлемой частью образа советского воина-победителя. Однако, на вооружении бойцов Красной Армии состоял не только легендарный ППШ, но и пистолет-пулемет Судаева, волею судеб оставшийся в тени своего легендарного собрата. О судьбе судаевского автомата, признанного впоследствии одним из лучших образцов автоматического оружия Второй мировой, поговорим в этой статье.
Фото с сайта mmg-mag.ru
На одной из самых знаменитых фотографий Великой Отечественной «Знамя Победы над Рейхстагом» мы можем увидеть, что за спиной у солдата с красным флагом виден приклад отнюдь не ППШ, а ППС-43 — пистолета-пулемета Судаева образца 1943 года. И это не случайно.
Уже в самом начале Второй мировой войны становятся очевидными все преимущества автоматического стрелкового оружия как залога огневого превосходства пехоты в условиях ближнего боя. Находившийся на тот момент на вооружении Красной армии ППШ в целом отвечал требованиям текущего момента, но имел и ряд недостатков, главным из которых была его громоздкость. Оружие вместе с полным боекомплектом весило более 9 кг, что делало его использование крайне неудобным для разведчиков, лыжников, танкистов и т.д.
В 1942 году был объявлен конкурс на облегченную модель пистолета-пулемета, на котором победил образец, предоставленный конструктором Алексеем Судаевым. Производство нового оружия началось в блокадном Ленинграде, и уже на первых испытаниях оно получило высокую оценку у бойцов. Новый пистолет пулемет был прост и экономичен в изготовлении. На производство одного судаевского автомата тратилось около 6 кг металла и 2,7 человеко-часа. Для сравнения, аналогичные показатели для ППШ: 13,5 кг, и 7.3 человека-часа. Происходило это потому, что единственной трудоемкой деталью автомата Судаева был затвор, остальные части оружия изготавливались путем обычной штамповки и просто сваривались друг с другом. В результате весил ППС с патронами всего 3,6 кг, что было даже легче самого легкого немецкого пистолета-пулемета МР40 (4,7 кг)
Отличительной особенностью оружия была его низкая скорострельность — 600–700 выстрелов в минуту (для сравнения: у ППШ 1000–1100 выстрелов в минуту), что делало необязательным наличие переключателя с автоматической на одиночную стрельбу. Простое плавное нажатие спуска само приводило к ведению огня короткими очередями в 1–3 выстрела. Это позволяло достигать максимальной точности и высокой кучности стрельбы.
Всего за годы войны было выпущено более 500 тыс. ППС разных модификаций. Конструкция и боевые характеристики оружия оказались настолько удачными, что их охотно копировали зарубежные производители. Уже в конце Второй мировой фашистская Германия наладила производство фактического клона ППС под наименованием MP-709, в польском варианте такая копия называлась WZ-43. В 1953 году ППС под личиной пистолета-пулемета DVX-53 был принят на вооружение жандармерией и пограничный службой ФРГ. В послевоенное время в нашей стране пистолетом-пулеметом Судаева экипировались отдельные подразделения военизированной охраны вплоть до середины 80-х годов прошлого века.