1. Главная
  2. Статьи
  3. Персона
  4. Ольга Ивлева о работе Тульского Государственного музея оружия (часть 1)

Ольга Ивлева о работе Тульского Государственного музея оружия (часть 1)

24 мая 2022
1086

В 2023 году один из старейших российских оружейных музеев, Тульский государственный музей оружия, будет отмечать свой 150-летний юбилей. «Культура оружия» побеседовала с заведующей научно-фондовым  отделом музея Ольгой Борисовной Ивлевой об истории музея, его коллекции и особенностях научно-просветительской деятельности.

— Можно в начале несколько слов об истории возникновения музея?

Наш музей имеет долгую и непростую историю. В 2023 году ему исполнится 150 лет, а это значит, что он является одним из старейших музеев России. Однако его история берет свое начало намного раньше этой официальной даты, а именно с первой четверти XVIII столетия, когда по указу Петра I на Тульском оружейном заводе, основанном в 1712 году, для отдельного хранения стали отбирать образцы оружия, которые тогда выпускали на заводе. Предпочтение отдавалось моделям оригинальной конструкции и экземплярам с художественной отделкой. С течением времени коллекция постоянно пополнялась. Когда на Тульский оружейный завод приезжали почетные гости, а, как правило, это были члены Российской императорской фамилии, то собранную коллекцию им обязательно показывали, и августейшие особы всегда отмечали ее особый статус. Например, в 1775 году императрица Екатерина II при посещении Тульского оружейного завода, осмотрев коллекцию «редкостного оружия», приказала

отправить несколько наиболее интересных образцов в Московскую Оружейную палату. 

Однако музейный статус коллекция приобрела только в 1873 году. Это было связано с событиями, происходившими на Тульском оружейном заводе с 1870 по 1873 год. В то время предприятие переживало коренную техническую реконструкцию, связанную с организацией массового производства стрелковой винтовки «Бердана 2», принятой на вооружение российской армией в 1870 году. Изменения коснулись всех сфер заводской жизни. В том числе встал и вопрос о дальнейшей судьбе оружейной коллекции, хранящейся в заводском арсенале. По настоянию тогдашнего начальника завода генерала Владимира Васильевича Нотбека, Главное Артиллерийское управление, в ведомстве которого находилось предприятие, приняло решение организовать на его базе музей как отдельное учреждение со всеми характерными для него функциями и полномочиями. Официальной датой создания музея принято считать 30 августа 1873 года, когда состоялось освящение завода после его реконструкции. 

С тех пор музей вместе со страной пережил разные события, в том числе и эвакуацию вместе с заводом на Урал в годы Великой Отечественной войны, и возвращение в родной город. Надо сказать, что на территории оборонного предприятия музей находился до 1959 года, но такое расположение создавало определенные сложности для массового посещения.  Это послужило одной из причин размещения музея за пределами предприятия, в одном из зданий в историческом центре оружейной Тулы, а в 1985 году он переехал в здание бывшего зимнего Богоявленского собора в Тульском кремле. 

В 1996 году в жизни музея состоялось знаковое событие. Он был выведен из состава Тульского оружейного завода и передан в федеральное подчинение, а в 2005 году отнесен к Министерству культуры Российской Федерации. Тем самым было высоко отмечено его значение в деле сохранения исторической памяти о достижениях Тулы в области разработки и производства оружия и о вкладе тульских оружейников в обеспечение военной безопасности России.

С 2012 года музей располагается в уникальном здании, специально возведенном для него в историческом месте — в казенной Кузнецкой слободе, где в XVI–XVII веках зародилось тульское оружейное дело. Новое здание, построенное в виде шлема древнерусского воина, которое сразу стало брендом оружейной столицы, как с давних времен называют Тулу.

В декабре 2017 года в нем открылась инновационная постоянная экспозиция, вызывающая у всех посетителей неподдельный восторг. Надо сказать, что новый комплекс нашего музея в 2021 году отмечен Премией Правительства Российской Федерации в области культуры. 

— Я знаю, что в музее ведется постоянная научная работа. О ней и хотел спросить, прежде чем мы перейдем к разговору о музейной коллекции. Насколько велика сегодня вероятность новых открытий в такой, казалось бы, полностью задокументированной области, как история оружия?

Открытия не только могут, но и должны быть. Опираясь на собственный опыт, я достаточно хорошо представляю тот спектр проблем, которые стоят перед нынешними и будущими поколениями музейных исследователей. Мы иногда с коллегами шутя считаем, что логичнее называть наш музей «музеем тульского оружия», потому что он крепкими узами связан с историей тульского оружейного производства. А в ней и до настоящего времени имеются неизвестные страницы, равно относящиеся как ко второй половине XVII — первой половине ХVIII века, так и к 60–70-м годам ХХ столетия. Последние отмечены появлением значительного количества экспериментальных моделей гражданского и боевого стрелкового оружия, созданных на Тульском оружейном заводе. Парадоксально, но нам еще только предстоит выяснить историю их разработки, в том числе и установить имена их конструкторов, являющихся практически нашими современниками. 

Однако в Туле действуют еще около 20 крупных оборонных предприятий, образованных в ХХ веке. Часть из них, как и наш музей, получили рождение на Тульском оружейном заводе. Так, в 1927 году на предприятии для разработки автоматических образцов стрелкового оружия было организовано единое проектное бюро, которое выросло в одно из мощных предприятий военно-промышленного комплекса России, известное как Конструкторское бюро приборостроения имени академика Аркадия Георгиевича Шипунова. Оружием КБП оснащена почти вся наземная, воздушная и морская военная техника российской армии. Его основным производителем является Тульский машиностроительный завод. Он отделился от оружейного и стал самостоятельным предприятием в 1938 году.

Другие предприятия, среди которых известное во всем мире научно-производственное объединение «СПЛАВ», были сформированы отдельно для разработки новых систем вооружения, получивших распространение после Второй мировой войны. 

Безусловно, что современный военно-промышленный комплекс Тулы и России находится под «грифом секретности», что создает объективные трудности при получении информации, связанной, в том числе, с деятельностью конкретного конструктора, который вносит существенный вклад в обеспечение безопасности нашего государства. Свободный доступ к документальным источникам больше гарантирован при обращении к историческому оружию, а в данном случае важно, чтобы они сохранились.

Одной из распространенных форм исследовательской работы в музее является составление научного паспорта на музейный предмет, в котором находят отражение ее результаты. В паспорте максимально представлены полные и достоверные сведения, включая точную атрибуцию — название, время и место изготовления, присутствует подробное описание с трактовкой клейм, знаков и надписей, а также история образца и легенда предмета. Для заполнения всех перечисленных позиций музейным хранителям, выполняющим эту ответственную миссию, приходится работать с архивными документами и печатными изданиями, изучать аналогичные предметы из других музейных или частных собраний. Иногда поиск затягивается, ставит «в тупик», выявляет проблемы, требующие решения, а это, в свою очередь, формирует наши планы в области научно-исследовательской деятельности.

— В постоянной экспозиции музея представлено большое количество исторического и современного оружия из разных стран. Как сегодня пополняется музейная коллекция?

Вы, конечно же, в первую очередь интересуетесь, каким способом музей приобретает в свое собрание оружие? К сожалению, в этом отношении мы находимся в худшем положении по сравнению с предыдущим поколением сотрудников, работавших в музее на рубеже ХІХ–ХХ веков. Как я уже упоминала, завод передавал в музей свои изделия массового производства, а также раритетные опытные экземпляры и образцы оружия с заводскими номерами 1 и 1000 000. Кроме того, музей, выполняя обучающую функцию, собирал не только старинное, но и современное оружие российского и иностранного производства с целью его досконального изучения.  Руководство завода в смете расходов на содержание музея всегда выделяло определенную денежную сумму для приобретения зарубежных образцов гражданского и боевого стрелкового оружия.

Безусловно, что наличие этих предметов в музее и свободный доступ к ним способствовали формированию собственной конструкторской школы на заводе. Доказательством тому служат изобретательские успехи таких известных тульских конструкторов, как Сергей Иванович Мосин, Федор Васильевич Токарев, Сергей Александрович Коровин и многих других.

Приобреталось за рубежом для изучения и гражданское стрелковое оружие, так как еще в XVIII веке на Тульском оружейном заводе было организовано производство охотничьего, а с 20-х годов ХХ века и спортивного оружия. Его изготовление, как и иных партикулярных изделий, какими также прославились тульские оружейники, было особенно актуально в периоды снижения объемов «военных» заказов, когда возникала острая необходимость занять освобождающиеся производственные мощности. 

Многие охотники и спортсмены в нашей стране, да и за ее пределами знают о «тулках» и «ТОЗиках», так называют образцы гражданского оружия, которые выпускал ТОЗ в значительном количестве, особенно в прошлом веке. При их создании тульские конструкторы обращались и к опыту европейских и американских оружейных фирм. Поэтому, опять же по распоряжению руководства завода, для музея приобретались заграничные различные охотничьи ружья, целевые, в том силе и капсюльные, винтовки и пистолеты. 

В годы Первой мировой войны в музей с фронтов поступали и трофеи. Это были станковые пулеметы и пистолеты-пулеметы, то есть автоматическое оружие, которое получало массовое распространение, а, следовательно, представляло существенный интерес для изучения у тульских оружейников.

Еще в 80-е годы прошлого века была возможна передача списанного боевого стрелкового оружия из военных складов. Так, благодаря такому способу музей получил интересную коллекцию иностранных армейских автоматических и самозарядных пистолетов первой половины ХХ века.

В настоящее время, в связи с существующими законами, в том числе и «Об оружии», и нормативными актами, среди которых Постановление Правительства РФ № 827, поступление в музейный фонд современного боевого оружия затруднено.

На основании законов музей может приобретать — через дарение, передачу или закупку — только оружие, имеющее культурную ценность, то есть изготовленное более 50 лет назад. Кроме того, историко-культурная ценность должна быть подтверждена экспертным заключением. Соответственно, современные армейские модели, которые вызывают у посетителей музея не меньший интерес, чем старинное оружие, в эту категорию не попадают. 

Поэтому сегодня музеи могут заполнять такие лакуны только массогабаритными макетами, списанными и охолощенными образцами, то есть утратившими часть деталей, что снижает их ценность как вещественных источников по истории оружия. Будущим музейным исследователям, в отличие от нынешних, придется хранить и изучать боевое оружие XXI века, находящееся в некомплектном состоянии.  

Безусловно, определенную помощь могут оказывать дополнительные источники информации, такие как руководства по эксплуатации, технические паспорта и так далее, но в любом случае они играют лишь вспомогательную роль. 

К счастью, на гражданское оружие такие жесткие правила не распространяются. Его можно приобретать в музейный фонд без «разрушений», достаточно выполнять определенные процедуры по его оформлению.

Продолжение следует.

Фото предоставлены Ольгой Ивлевой

Ваш заказ готов к оформлению
Бесплатная доставка по России
Инструкции по установке включены
Помощь в настройке техники
Дополнительная гарантия на 3 года
Кешбек до 20% на бонусную карту
Возврат и обмен без чека
Гарантированный подарок каждому, кто оформит заказ на сумму более 500 рублей!