Проблемы согласования
Хороший летчик может быть не самым лучшим стрелком. Талантливый стрелок может не быть высококлассным пилотом. Но настроенный на победу человек в кабине, обладающий хоть какими-то навыками воздушной стрельбы, — ценный профессионал.
Орудие бомбардировщика люфтваффе: MG 15 (7,92 мм) и 75-зарядный двойной барабанный магазин
В 1939 году командование истребительной авиации Королевских ВВС использовало теорию Даудинга о точке сходимости в 400 ярдов (365,7 м). Считалось, что такой широкий разброс пуль позволит неопытному пилоту (или плохому стрелку) чаще попадать в двухмоторный бомбардировщик.
Вскоре стало очевидно, что истребителям «Спитфайр» и «Харрикейн» необходимо было приблизиться к своим целям и выстрелить из восьми пулеметов на крыльях на ближнем расстоянии. Точка сходимости снизилась до 350 ярдов (320 м), а затем до 250 ярдов (228 м).
Пилоты Королевских ВВС научились атаковать немецкие бомбардировщики лоб в лоб, так как самолеты люфтваффе были слабо защищены, а стеклянная носовая часть не особо защищала экипаж
При этом процент успешных и точных попаданий британских ВВС возрос с 39% до 53% при приближении на 250 ярдов. Сокращение дистанции резко увеличило количество попаданий.
Польские пилоты 303-й эскадрильи (Костюшко) RAF на своих истребителях «Харрикейн» осуществляли атаки с точностью до 100 ярдов (91,4 м), в результате чего стали одной из самых результативных эскадрилий за всю кампанию.
Защита бомбардировщиков: MG 15
Основным оборонительным орудием немецких бомбардировщиков в битве за Британию был пулемет Rheinmetall MG-15 (7,92 мм), установленный на самолете на «гибких» креплениях. Важно отметить, что у MG 15 было не ленточное питание, а боеприпасы подавались из двойного барабанного магазина, в который вмещалось в общей сложности 75 патронов.
Немец в носовой части бомбардировщика Heinkel He 111 стреляет из MG 15
Левый и правый барабаны разряжались поочередно, чтобы не менять центр тяжести орудия. Над магазином был установлен кожаный ремешок, позволяющий наводчику быстро перезаряжать оружие одной рукой. Запасные магазины располагались рядом с каждой пулеметной точкой, но емкость барабана на 75 патронов серьезно ограничивала возможности стрельбы.
Большинство MG 15 были оснащены гибкой трубкой, из которой стреляные гильзы сбрасывались в специальный «мусорный мешок». Несмотря на то, что это было всего лишь пулемет калибра 7,92 мм, заряженный MG 15 с гильзоулавливателем весил 27 фунтов (12,2 кг).
Навыков даже самого опытного наводчика, способного перезарядить свое оружие очень быстро, чтобы отреагировать на быстро движущиеся перехватчики противника, оказалось недостаточно. Воздушные артиллеристы люфтваффе действовали в стесненных условиях в тяжелых летных костюмах. Стреляя со скоростью 1000 выстрелов в минуту, MG 15 расходовал боезапас менее чем за пять секунд, при этом за время, необходимое для перезарядки, приближающийся истребитель противника мог спокойно вести огонь.
Вид через прицел MG 15 в хвостовой части Dornier Do 17. Фото: из частной коллекции
Защита стрелков MG 15 была слабой. Потери среди экипажей люфтваффе были высокими: с июля по октябрь 1940 года было убито и ранено более 3200 человек. Немецкие бомбардировщики так и не оправились от потерь опытных пилотов и экипажей. Как и у всех военно-воздушных сил времен Второй мировой войны обучение пилотов-стрелков было тяжелым и дорогостоящим, и в люфтваффе уделяли этому моменту очень мало внимания.
MG 15 использовались в качестве защитных орудий на Dornier Do 17, Junkers Ju 88, Heinkel He 111, Focke-Wulf Fw 200, Heinkel He 115, а также для защиты стрелков на задних позициях пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87 Stuka и тяжелых истребителей Messerschmidt Bf110. Когда MG 15 был снят с производства, это оружие превратилось в пехотный пулемет, который использовался наземными войсками в последние три года войны.
На борту «рабочей лошадки» Германии в битве за Британию Heinkel He 111 первоначальное количество защитных орудий MG 15 было увеличено с трех (в носовой части, на задних позициях и под фюзеляжем) до шести: было добавлено два MG 15 для ведения огня из боковых окон фюзеляжа и один в передней части на нижней ступеньке. Некоторые экипажи устанавливали дополнительный пулемет для стрельбы вверх/вперед в стеклянной носовой части.
Начиная с He 111H-3, в законцовке фузеляжа некоторых бомбардировщиков Heinkel устанавливался «неподвижный» MG 17 с ленточным питанием. Это орудие, якобы «наводимое» пилотом с помощью крохотного зеркала заднего вида, было вообще неподвижно. Лучшим результатом, на который можно было надеяться, было то, что поток выстрелов, исходящий из хвостовой части бомбардировщика, спугнул бы атакующего противника, мешая ему прицелиться или заставив его прекратить атаку.
Несмотря на отсутствие защитного вооружения, общая конструкция бомбардировщиков He 111 и Ju 88 выдерживала обстрелы пулеметам .303 истребителей RAF, а у бомбардировщиков «Юнкерс» и «Хейнкель» была резиновая защита топливных баков.
Заключение
Еще до битвы за Британию ВВС Великобритании хотели оснастить свою авиацию 20-мм оружием и установить их на истребителях. К сожалению, Hispano не «поучаствовала» в дневных боях. Зимой 1941 года, когда люфтваффе стали совершать ночные налеты на британские города, «Бристоль Бофайтер» начали бороздить ночное небо.
Двухмоторный Bristol Beaufighter в небе над Англией. Это был высокоскоростной бронированный истребитель, подходящий для перехватов как ночью, так и днем
Они были оснащены простейшим радиолокационным блоком, и, что не менее важно, у них было четыре 20-мм орудия Hispano (с питанием от барабанных магазинов на 60 патронов, которые менялись вручную), установленных по центру, а также шесть пулеметов Browning калибра .303 на крыльях. Удачной очереди из артиллерийской батареи хватало, чтобы подорвать немецкий бомбардировщик. По мере того как появлялось больше истребителей «Бофайтер» и совершенствовались их радары воздушного перехвата, потери среди ночных бомбардировщиков люфтваффе значительно увеличивались.
И все мы знаем, чем закончилась эта битва.
фото с сайта thearmorylife.com