Предлагаем вашему вниманию заключительную часть исторического очерка, подготовленного американским военным историком Томом Лемлейном. Материал был опубликован на сайте thearmorylife.com.
Наступательные и оборонительные установки
Lewis приобрел широкую популярность во всех союзных военно-воздушных подразделениях благодаря своей универсальности. Пулемет можно было установить для использования в качестве оружия для стрельбы спереди, чтобы им управлял пилот, или в качестве оборонительного орудия, из которого стрелял наблюдатель или стрелок.
В начале войны Lewis использовался в качестве оружия для стрельбы, которое устанавливалось спереди в самолетах с толкающим воздушным винтом и с двигателями, установленными сзади. Открытая передняя кабина самолета с толкающим воздушным винтом предоставляла пилоту или стрелку широкое поле зрения для ведения огня.
Французский летчик-ас Жорж Гинемер демонстрирует технику стрельбы из Lewis, установленного в моноплане Morane Parasol
До изобретения эффективного синхронизирующего механизма, позволяющего пулемету безопасно стрелять через пропеллер, пулемет Lewis был эффективным решением для самолетов с толкающим воздушным винтом спереди. Первые крепления для Lewis направляли пулемет вперед под углом для стрельбы прямо из-за вращающегося винта. К сожалению, это было очень неудобно.
Следующим нововведением стала установка пулемета Lewis на верхнем крыле для ведения стрельбы вперед над пропеллером. Это, наконец, дало самолетам эффективные наступательные возможности, хоть они и мешали пилотам. Перезарядка магазина Lewis во время полета и боя требовала отличной координации и хладнокровия. Более поздние крепления для верхнего крыла, такие как British Foster, давали возможность пилоту оставаться в положении сидя, пока он устанавливал Lewis на уровне лица для перезарядки.
Некоторые пилоты научились сложной технике стрельбы из Lewis по направлению вперед и вверх под углом, это было весьма полезно при атаке на противников, особенно тех, у кого был стрелок в задней части самолета. Lewis также были хорошим дополнением для истребителей с небольшим пространством перед местом пилота, обеспечивая дополнительную огневую мощь в таких самолетах, как SE5a и Nieuport 17, или единственным практичным вооружением для маленьких суден, таких как Nieuport 11.
Крепления часто были неудобными, также как и вариант на Nieuport 10, которым управлял Чарльз Рамни Самсон
Для наблюдателя/стрелка Lewis был лучшим оружием в ходе первой «воздушной» войны. Барабан на 97 патронов обеспечивал стрелка разумным боезапасом для того времени, кроме того, была достаточной и циклическая скорострельность.
В ходе войны конструкции Lewis наблюдателей становились все более сложными, и к 1918 году многие французские и британские военные имели возможность использовать спаренные пулеметные установки. Некоторые американские изобретения были поставлены в Европу очень вовремя, в их числе были полезный дульный тормоз, а также «устройство Хейзелтона», дульный усилитель отдачи, который увеличивал циклическую скорость до более чем 800 выстрелов в минуту.
Lewis был приспособлен для стрельбы с передней части самолета через винты пропеллера, как на фото на RFC Nieuport 27. Оружие удерживалось при помощи тренчика, а ствол был зажат на передней части самолета
Все союзные воздушные подразделения в Европе использовали пулемет Lewis, что стало доказательством его больших возможностей. Даже немцы использовали их, часто вооружая своих наблюдателей трофейными Lewis, когда было достаточно боеприпасов и магазинов.
Lewis и крепление Scarff
В историческом исследовании ВВС США Development of Aircraft Gun Turrets in the AAF, 1917–1944 описываются трудности в работе наблюдателя/стрелка во время Первой мировой войны даже при использовании усовершенствованного (для той эпохи) крепления Scarff:
«Самые первые пулеметные лафеты Первой мировой войны обычно представляли собой круглые фанерные канавки с прорезями для установки раздвоенных пулеметных адаптеров, перемещающихся на колесиках из твердой древесины. Они были громоздкими и неуправляемыми, поскольку дерево застревало при каждом изгибе фюзеляжа самолета и любых манипуляциях, даже на медленных скоростях, все осложнялось тем фактом, что у стрелка “не хватало рук” для выполнения многочисленных операций. Однако основное возражение против этих первых установок было связано с трудностями, с которыми пришлось столкнуться при наведении оружия на быстрые воздушные цели: атаки в небе заставляли стрелка стоять на коленях в кабине, а стрельба вниз заставляла его забираться на свое место, чтобы прицелиться через край самолета.
Установка Scarff с креплением, регулируемым по высоте, эластичным шнуром и вспомогательным устройством для вращения претерпела немало изменений. К концу войны самолеты Тройственного союза стали использовать спаренные пулеметы Lewis с креплением Scarff, они были усовершенствованы таким образом, чтобы можно было стрелять из одной смещенной от центра самолета точки, а французские производители освоили выпуск легких лафетов из алюминия. Но даже все эти технические достижения были признаны недостаточными во время перемирия, и эксперты, подводившие итоги войны, сделали прогноз на будущее. Офицеры с военным опытом неоднократно подчеркивали два обязательных требования: во-первых, разработать некоторые средства для преодоления воздействия высокоскоростных потоков воздуха и, во-вторых, усовершенствовать покрытие нижней четверти сферы за хвостовой частью для ведения оборонительного огня».
Сдвоенные Lewis на креплении Scarff на борту французского разведывательного бомбардировщика Salmson 4 AB.2. Оружие французского типа Darne
Дилемма
Хотя пулемет Льюиса был прекрасным оружием, военным все еще предстояло извлечь много уроков, прежде чем стрелки смогли бы использовать его с высокой долей эффективности для защиты своего самолета. Британцы и французы решили устранить эту проблему с помощью правильной подготовки персонала.
В учебнике Королевского летного корпуса по воздушной стрельбе (1917 г.) говорится:
«Трудность точного прицеливания в воздухе. Опыт показал, что человек, стреляющий с самолета, не может постоянно удерживать свое оружие на цели, которая пролетает мимо него, и даже после успешных тренировок он, как правило, может не попадать. Это в основном связано с двумя причинами — трудностью постоянного точного наведения оружия для слежения за движущимся объектом и небольшими угловыми отклонениями самолета из-за изменчивости потока воздуха».
Lewis был очень востребован во время Первой мировой войны. Этот Lewis Mark I был установлен на самолете российского имперского военно-воздушного флота Morane-Saulnier L
Что касается вопроса практической дальности, в учебнике написана следующая информация:
«Дальность, на которой можно открыть огонь. Максимальная дальность, на которой можно открыть огонь, должна в значительной степени зависеть от мастерства стрелка и от таких обстоятельств, как относительная скорость и типа двух самолетов. В настоящее время невозможно сказать что-либо определенное по этому вопросу, и это будет невозможно, пока не будет получен опыт с новыми образцами прицелов стрелками, которые были специально обучены работе с ними. Однако уже сейчас есть достаточно информации, чтобы понять, что при некоторых обстоятельствах огонь можно открыть с преимуществом на 300 ярдах (274,3 м), но эта дальность вряд ли когда-либо сможет быть превышена. С другой стороны, на дистанции 100 ярдов (91,4 м) или меньше положение самолета может меняться так быстро, что среднестатистический стрелок не сможет эффективно использовать прицел, а будет вынужден полагаться на маневренные и трассирующие пули. Поэтому в настоящее время учеников-наблюдателей следует учить вести огонь в пределах 300 ярдов и стараться попасть как можно точнее на расстоянии около 200 ярдов (182,8 м)».
Схема пулемета Lewis .30 калибра Airplane Model 1918. Он отличался противооткатным устройством (дульным тормозом), характерным для оружия, произведенного в США
Американская послевоенная оценка авиационных стрелков пришла к выводу:
«Идея о том, что боевой самолет следует рассматривать в основном как движущуюся платформу для пулемета, была полностью поддержана, и, если сказать, что продолжительность жизни пилота на фронте прямо пропорциональна его способности стрелять и навыкам его наблюдателя, это не будет преувеличением».
Что касается самого пулемета Lewis, то нормальная скорострельность составляла около 550 выстрелов в минуту, причем точные выстрелы (на земле) попадали в цель на расстоянии до 800 ярдов (731,5 м). Точность в воздухе всегда зависела от многих факторов, и здесь опыт и непрерывные тренировки стрелков имели наибольшее значение.
Хрустальные крылья и люди с железным характером
Воздушная война во время Первой мировой войны часто романтизировалась, но на самом деле это было не что иное, как беспощадная, неумолимая борьба с маленькими шансами на успех.
Летчики Тройственного союза летали в ненадежных самолетах, в которые большинство из нас сегодня даже не сели бы. Они сражались почти без парашютов и без какой-либо защиты от стихии, огня, вражеских самолетов или зенитной артиллерии. Все, чему они научились, от методик подготовки до тактики боя, тестировалось буквально на лету.
И в этот водоворот событий многие из стрелков отправились с самым эффективным воздушным оружием Первой мировой войны — пулеметом Lewis.
фото с сайта thearmorylife.com