Вторая из пяти моих специальностей — военный летчик. Примерно десятую часть времени в этой профессии я провел, управляя вертолетами-разведчиками OH-58 в одиночку. Если снять двери с этой штуковины, вы почувствуете будто сидите за рулем трехколесного мотоцикла. Одна только мысль о тех лихих деньках вызывает невольную ухмылку на моем лице. Однако все остальное время я летал в составе экипажа.
Иногда в кабине бывает невероятно тесно, так как у боевого вертолета Cobra кабина примерно размером с обеденный стол. Это означает, что вы с экипажем находитесь в постоянной вынужденной близости друг от друга. И то, как человек, управляющий боевым вертолетом, общается со своим коллегой, который отвечает за стрельбу, имеет решающее значение. Своевременная передача идей в краткой эффективной форме определяет, сможете ли вы превратить хвостовой винт вашей воздушной машины в «орудие казни» или же вы позволите противнику с автоматом Калашникова продырявить вашу вертушку. Позднее появились Chinook.
Мы всегда летаем на CH-47D Chinook с двумя пилотами, бортинженером и командиром экипажа. Длина этой штуковины от одного конца винта до другого составляет 98 футов (29,8 м). Она весит 25 тонн и летает со скоростью почти двести миль в час (320 км/ч). Когда вы выгружаете речное судно в оживленном русле реки на высоте десяти футов (3 м) от земли и на скорости 160 узлов (296 км/ч), весь экипаж должен быть в состоянии полной боевой готовности.
Когда я учился в летной школе, у нас был курс углубленного изучения принципов координации работы экипажа. Дисциплина была еще так же известна, как «управление ресурсами экипажа» (CRM). По сути, предмет был направлен на изучение стандартизированных формулировок и методов, которые мы можем использовать, чтобы быть взаимозаменяемыми и готовыми к службе в любой точке мира. Если вы пригласили пилота CH-47 из Германии и отправили его на Аляску, он должен был иметь возможность, заняв свое место в кресле, общаться с тремя другими членами экипажа как ни в чем не бывало. Раньше я думал, что это полнейшая глупость. А затем я столкнулся лицом к лицу с реальностью.

Военная байка
«Эй, шеф, мне кажется, нам нужно вернуться на аэродром…»
В тот роковой день я сбрасывал подвесные грузы в зону боевых действий, и этой фразе моего бортинженера я не придал особого значения. Он был хорошим парнем, возможно, самым технически грамотным специалистом по технике пилотирования, с которым я когда-либо летал, но в тот момент он позволил эмоциям взять над собой верх. Я потратил драгоценные полминуты или около того, пытаясь узнать, что не так и почему нам нужно отменить боевую операцию и вернуться на базу. Пока я вдавался в детали, гидравлический насос передней трансмиссии взорвался.
Нормативность помогает минимизировать шанс возникновения ошибок
Пилот, изначально сидящий за штурвалом, обычно кидает быстрый взгляд, чтобы убедиться, что другой пилот управляет вертолетом, и лишь потом может отпустить ручку управления и рычаг шаг-газ. Каждый военный летчик на планете всегда выполняет эту простую цепочку действий.
Поближе к дому
По всей видимости, преступники — это либо люди, страдающие бессонницей, либо вампиры. Кажется, что лучше всего они справляются со своими задачами ночью. А вот мы, обычные люди, чаще всего в это время просто спим. С большей долей вероятности вы не подвергнитесь смертельной угрозе, если будете отдыхать после плотного завтрака и щедрой дозы кофеина. «Монстр» застанет вас врасплох, когда вы внезапно проснетесь среди ночи от звуков бьющегося внизу стекла. Попробуйте заранее систематизировать цепочку ваших немедленных действий в экстренной ситуации.
Начните практиковаться, пока ваши дети еще маленькие, и они воспримут это как игру. Аккуратно вовлеките в эту игру всю свою семью. Проиграйте возможные экстремальные сценарии с вашим супругом, а затем спланируйте различные варианты реагирования на них. Как только вы определитесь с планом действий, объясните его детям и затем отрепетируйте.
Вам 6 лет, и вы слышите звуки борьбы или крики, останетесь ли вы в своей комнате или пойдете в заранее обусловленное место? Все вышесказанное применимо и к пробуждению от запаха дыма или звука сигнала тревоги. А что, если ваша спальня находится наверху? Можете ли вы рассчитывать на то, что проход по лестнице будет свободен или все же не такая уж плохая идея — приобрести компактную складную эвакуационную лестницу?
По аналогии с координацией в кабине пилота придумайте кодовое слово или фразу, которую вы можете прокричать и которую все поймут.
Фраза «Выметайтесь из дома немедленно!» может побудить ваших домочадцев к паническому бегству на все четыре стороны. Или она может автоматически «указать путь» всем в сарай для быстрой переклички. Заранее положите там фонарик и несколько старых одеял на случай, если на улице будет холодно и вам придется ждать пожарных. Батарейки храните отдельно в пакете Ziploc, чтобы они не окислились. Не спрашивайте, откуда я это знаю.

Заключительные размышления
Мы постоянно ведем беседы об огнестрельном оружии и аксессуарах для самообороны. Однако если вам когда-нибудь придется использовать все эти штуковины по-настоящему, вы можете потерпеть полное фиаско. Если вы будете вынуждены примерить на себя роль командира отряда спецназа Delta Force прямо в гостиной, учитывая, что вы стоите в одних трусах в 02:00 ночи, то вам нужно быть осведомленным насчет того, что происходит вокруг и кто может находиться по ту сторону гипсокартонной стены вашей комнаты.
Небольшая репетиция плана действий «семейного экипажа» в один из выходных субботних дней может помочь вам облегчить вашу участь в любой экстренной ситуации. И вы сможете гораздо лучше подготовиться к сражению с опасными врагами или вампирами, которые могут вторгнуться в ваш дом.
фото с сайта thearmorylife.com