Текст Андрея Федорова
В начале мая в Тольяттинском стрелковом клубе «ЛОВЧИЙ +» состоится юбилейный десятый матч «ШТУРМ ЦИТАДЕЛИ». Эти матчи проходят в «ЛОВЧЕМ+» с 2014 года, и в этот раз, помимо соревнования, встреч и общения, там произойдет прелюбопытнейшее событие. Энтузиасты стрелкового спорта представят спортсменам и любителям оружия новую стрелковую Федерацию. В преддверии этого момента мы решили расспросить о вновь созданной Федерации, ее президента, руководителя Центра стрелковой подготовки Сергея Чегодаева.
Культура оружия: Сергей, расскажите о новой Всероссийской Федерации и что планируется в Тольятти?
Сергей Чегодаев: На самом деле, статус Всероссийской Федерации вновь созданная, пока еще общественная организация, развивающая новый вид спорта Прикладную стрельбу, получит лишь в конце этого года по итогам работы, которую активно ведут представители полусотни региональных отделений. В Тольятти новая дисциплина будет представлена стрелкам и будущим членам, а также будет проведена конференция региональных представителей, по итогам которой будет окончательно утвержден проект правил вида спорта и программа развития. А также пройдет один из первых официальных матчей.
К. О: У людей, не погруженных в вопросы стрелкового спорта, конечно же, сразу возникают вопросы, что за новый вид спорта, чем он отличается от существующих стрелковых дисциплин, почему необходимо создавать Всероссийскую Федерацию Прикладной cтрельбы?
С. Ч.: Ответы на поверхности, и отвечать на них лучше на все сразу. На сегодняшний день Федерация Практической стрельбы России (ФПСР), монополизировав право распоряжаться оружием крупных калибров, пытается выдать желаемое за действительное. Не имея законных оснований, ФПСР хочет занять доминирующее и исключительное положение в этой области, что подтолкнуло спорт к сильной бюрократизации и перекосам, в свою очередь приведшим к стагнации развития стрелкового спорта в большинстве регионов России. Стремление к «высочайшим спортивным стандартам» привело к оттоку спортсменов-любителей, не имеющих возможности и желания выполнять все бюрократические требования, к снижению ресурсной базы для тиров и, как следствие, снижению количества стрелковых объектов, на которых граждане могли получать необходимые знания и совершенствовать стрелковые навыки.
С.Ч.: Дисциплина — Практическая стрельба, — пришедшая к нам из США, без сомнения, является прекрасным видом спорта. Принципы безопасного обращения с оружием, заложенные в основу этого движения, без каких-либо серьезных изменений используются в большинстве стрелковых видов спорта и однозначно будут применяться и в Прикладной стрельбе, однако многие другие правила и традиции, сложившиеся в Практической стрельбе за почти полвека ее существования, все чаще вступают в противоречие с современным общественным запросом, развитием технических средств и даже здравым смыслом. К последним я в первую очередь отношу тщательное отрицание того факта, что стрельба из боевых образцов оружия является отработкой прикладных навыков в рамках самой Практической стрельбы, и поэтому все упражнения в Практической стрельбе есть лишь набор чисто спортивных элементов, безотносительно логики огневого контакта. Прикладная стрельба в данном вопросе однозначно позиционирует себя как именно прикладная дисциплина, и все упражнения направлены на имитацию огневого контакта, оттачивание навыков самообороны и боевого применения оружия в самых разнообразных ситуациях. Да, существует и Оборонная стрельба с имитацией упражнений оборонительного характера. Однако в отличие от правил Ассоциации Международной Оборонной Стрельбы (IDPA), которая в свое время также ушла от Практической стрельбы в более реалистичную область применения, Прикладная стрельба хочет сохранить зрелищность и скорость умелого использования оружия, которых IDPA лишена в силу особенностей подсчета очков и субъективности судейства.
Пытаясь максимально отличатся от «Практики» и учитывая особенности служебного оружия полувековой давности, «Оборонщики» сосредоточились на коротких огневых контактах с высокой стоимостью ошибки, которые при сегодняшнем уровне подготовки стрелков и технических возможностях оружия и экипировки уже не актуальны.
К. О.: Ну, если Оборонная стрельба для вас слишком медленная, может, нужно просто интересно строить упражнения в рамках «Практики»?
С.Ч.: Как я уже сказал, в силу тех же причин Практическая стрельба сильно ограничивает дизайнеров упражнений в их фантазии и стремлении разнообразить состязания. Современные упражнения в ПС представляют собой набор узкоспециализированных связок, которые спортсмены высокого уровня тренируются исполнять в различных комбинациях. Нереалистичные, уникальные для каждого стрелкового объекта мишенные обстановки всегда дают преимущество домашнего тира тем, кто наработал данные связки в конкретных стенах и может поражать их, почти не прилагая усилий. В то же время Прикладная стрельба исходит из того, что реальный огневой контакт состоит из множества различных, часто непредсказуемых факторов, и побеждает не тот, кто ловчее, сильнее или быстрее, а тот, кто умеет правильно применить свои сильные стороны и быстрее принять верное решение, выполняя поставленные задачи. Поэтому упражнения должны давать возможность проявить различные навыки, и дизайнеры в Прикладной стрельбе будут практически не ограничены правилами в своих фантазиях. А возможности стрелковых клубов и аудитории отрегулируют как сложность упражнений, так и их количество, и емкость.
К. О.: А почему тогда не остаться просто региональной федерацией, развивающей свой тип стрельбы?
С. Ч.: Потому что ситуация уже вышла за пределы, когда возможен был компромисс, и теперь требует многополярности и обуздания монополий. Пользуясь исключительным положением на рынке, Федерация ПС превратила стрелковые клубы в свою кормовую базу. Под вполне благовидным предлогом «поднять уровень оказания стрелковых услуг» загнала отрасль в узкие рамки, обложила клубы поборами и под угрозой изъятия оружия заставила следовать своим правилам, не интересуясь мнением самих клубов. Федерация Прикладной стрельбы в основе своей считает, что опорой развития спорта должны становиться клубы и вся деятельность должна быть направлена для поддержания клубов и коллективного отстаивания их интересов в сложных ситуациях и в любых органах власти. Мы считаем, что только коммерчески успешные клубы могут демонстрировать постоянно высокий уровень проведения матчей. Популяризация стрелкового спорта, приток новых стрелков, спортсменов и любителей оружия позволят клубам расти, обеспечивать наполнение своих мероприятий собственными членами, судьями, строить яркие и разнообразные соревнования. Бюрократизация же довольно недешевого хобби ведет к оттоку стрелков и закрытию клубов. Все официальные матчи ФПСР сегодня глубоко убыточные и дотационные. А дотации выделяются лишь кучке частных площадок для демонстрации успешности. Как только такая площадка теряет спонсора, она перестает существовать. Примеров тому масса. Да и в принципе сейчас не то время, чтобы обременять государство расходами там, где предприятие может само прекрасно обеспечить себя и платить налоговые отчисления при грамотной организации и даже просто при отсутствии поборов и искусственно созданных проблем.
Продолжение следует.