Теперь сходитесь…

14 июля 2020
402

Согласно историческим данным, первой дуэлью, состоявшейся на территории России, можно считать поединок между двумя иностранными офицерами, служившими в качестве наемников в русской армии. Произошло это в 1666 году и было тогда диковинкой для русского дворянства. Однако обычай защищать свою поруганную честь с помощью оружия пришелся по душе отечественному служилому сословию и стал быстро обретать популярность.

Теперь сходитесь…

Фото с сайта jasonclrkeantiques.co.uk

Доказательством этому может послужить указ царевны Софьи, подписанный в 1685 году, где в правилах ношения оружия дворянами уже отдельно оговаривался запрет на поединки чести. Принятые меры явно оказались недостаточными, потому что преемнику Софьи Петру Великому пришлось уже целую главу своего Воинского Устава посвящать карам за проведение дуэлей. Но полностью справиться с заморской традицией не удалось даже грозному царю-реформатору. 

Тем не менее дуэль как неотъемлемая часть мировоззрения утвердилась в среде русской дворянской молодежи лишь к началу XIX века. Именно к этому времени подросло так называемое первое «непоротое» поколение. То есть дети тех дворян, которым Екатерина II в 1785 году преподнесла «Жалованную грамоту», согласно которой дворянское сословие полностью освобождалось от телесных наказаний. Подобная привилегированность повлекла за собой новое понимание дворянской чести и достоинства, выразившееся в знаменитом кредо: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому». С тех пор оскорбление чести дворянин мог смыть только кровью обидчика, и помешать этому не смогли вплоть до 1917 года никакие указы и запрещения. А их против дуэлей было издано немало, причем каждым из правивших русских императоров. 

Классическая дуэль в русском варианте определялась по нескольким основным признакам: 

  • цель дуэли — всегда восстановление поруганной чести (а не победа в споре и тому подобное);

  • участников дуэли всегда только двое — оскорбленный и обидчик (никаких коллективных противоборств);

  • используется только смертоносное оружие (никаких кулачных боев);

  • дуэль всегда происходит по предварительно согласованным правилам.

До потомства дошел текст условий дуэли между Пушкиным и Дантесом. Для иллюстрации приведем его полностью:

  1. Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
  2. Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
  3. Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.
  4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
  5. Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.
  6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.

Теперь несколько слов о дуэльном оружии. К началу ХIХ века, с уходом шпаги из повседневного обихода, большое распространение получили дуэли на пистолетах. Как правило, это были однозарядные курковые модели. Для уравнивания шансов дуэлянтов дуэльные пистолеты обычно делали парными и абсолютно идентичными друг другу за исключением цифры 1 или 2 на стволе. Любопытно, что сначала в практику вошли пистолетные дуэли верхом на лошадях, и лишь позже появилась широко известная сейчас пешая форма.

Оружие не должно было быть знакомым никому из противников, этому придавалось большое значение, так как до эпохи массового промышленного производства каждый экземпляр имел выраженные индивидуальные особенности, и знакомый с пистолетом дуэлянт мог получить серьезное преимуществоУчастники дуэли приезжали на поле чести каждый со своей парой пистолетов, давали честное слово, что оружие не пристреляно, затем жребием определяли, из чьих пистолетов стреляться.

В Европе ХIХ века существовало несколько оружейников, специализировавшихся на производстве дуэльных пистолетов, например, знаменитый Жан Лепаж, бывший придворным мастером при Людовиках ХVI и XVIII, а также императоре Наполеоне I. Согласно легенде, именно из его пистолетов стрелялись Дантес и Пушкин. Однако смертельную рану великому русскому поэту противник нанес из оружия, изготовленного дрезденским мастером Карлом Ульмом. Всего Александр Сергеевич участвовал в шести дуэлях, последняя из которых оказалась для него роковой. Так что описывая дуэль в «Евгении Онегине», Пушкин использовал не только собственное воображение, но и личный опыт.

Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще. За ближний пень
Становится Гильо смущенный.
Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет…